20 ноября 2019 07:52
20 ноября 2019 07:52

Дамир Фатыхов: На страже интересов государства

Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, как и управления в других федеральных округах, образовано в результате реформирования Министерства путей сообщения после учреждения ОАО «РЖД». Оно осуществляет функции государственного регулирования на железнодорожном транспорте, которые ранее были возложены на МПС. Возглавляет Приволжское управление Федерального агентства железнодорожного транспорта Дамир Фатыхов, в недавнем прошлом - руководитель одной из служб ГЖД.

Приволжское территориальное  управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, как и управления в других федеральных округах,  образовано в результате реформирования Министерства путей сообщения после учреждения ОАО «РЖД». Оно осуществляет функции государственного регулирования на железнодорожном транспорте, которые ранее были возложены на МПС. Возглавляет Приволжское управление Федерального агентства железнодорожного транспорта Дамир Фатыхов, в недавнем прошлом - руководитель одной из служб ГЖД.

 

- Дамир Равхатович, что такое сегодня Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, чем  оно занимается, каковы его задачи?

-  Таких управлений в России семь - по  количеству федеральных округов. Однако к зоне Приволжского территориального управления отнесены также  железнодорожные предприятия Горьковской дороги, расположенные на участке от Петушков до Владимира. В зону ответственности нашего территориального управления также входят все предприятия Куйбышевской железной дороги. Эта «корректировка» границ позволила нам полностью работать с  двумя дорогами – Горьковской и Куйбышевской. На этих дорогах мы реализуем государственные интересы:  принимаем, например, пути после ремонта, контролируем реконструкцию и строительство железнодорожных объектов. В нашей компетенции также принятие решений об удлинении или сокращении  путей. Любое примыкание к магистральным путям на территории округа должно осуществляться с нашего разрешения.

 

Говоря о сегодняшнем дне Приволжского территориального управления, необходимо сказать несколько слов о моем предшественнике, Финарисе Гусмановиче Ахкямове. Он много лет работал на Горьковской дороге, был  заместителем начальника ГЖД, прежде чем возглавил Приволжское территориальное управление, которое по существу и создавал. А затем был направлен в Монголию, где  вошел в состав руководства монголо-российского совместного общества «Улан-Баторская железная дорога» (АО «УБЖД»). Сегодня он  работает первым заместителем  начальника Монгольской железной дороги,  и  будет справедливо сказать, что на деле  Ахкямов претворяет в жизнь политику нашего государства, направленную на повышение  авторитета России.

 

- О промышленном железнодорожном транспорте  нашим читателям известно не так уж много. Возможно, не только потому, что  у нас  разные учредители, но и потому, что его деятельность относится  к разряду  «коммерческих секретов»?

- Так или иначе, но  промышленный железнодорожный транспорт является для ОАО «РЖД»  достойным партнером и конкурентом. До 80 процентов грузооборота формируется именно на его путях, а протяженность сети промышленного железнодорожного транспорта равна протяженности сети общего пользования. 

 

 В регионе ответственности  Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта функционирует 12 крупных ППЖТ. В Татарстане, например, ОАО «Промжелдортранспорт»  имеет 52 километра собственных путей и семь локомотивов. У Владимирского ОАО «Промжелдортранс»  протяженность путей достигает 330 километров, предприятие располагает 63 локомотивами.  Крупные  ППЖТ есть также в Кировской, Самарской и Ульяновской областях,  Удмуртии  и Башкортостане. Всего же в железнодорожном  хозяйстве ППЖТ Приволжского Федерального округа задействовано  более двухсот  собственных локомотивов, что свидетельствует о  большой возможности  наращивания перевозочной деятельности ППЖТ.

 

- Известно, что и крупные промышленные предприятия сейчас активно занимаются развитием своих  железнодорожных  транспортных управлений.

- ОАО «Выксунский металлургический завод»,  как мне помнится,  имеет около сорока локомотивов. Крупные транспортные управления также в ОАО «ГАЗ», ООО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината», в ОАО «Куйбышев Азот» и на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. Всего же в регионе деятельности нашего управления  свыше 19 тысяч пользователей услуг железнодорожного транспорта, осуществляющих грузовые операции. В их числе  более 3000 владельцев железнодорожных путей необщего пользования.

 

Весь приватный вагонный парк, в том числе и парк «Первой грузовой компании»,  подлежит перерегистрации. Эту государственную функцию также выполняет Федеральное агентство железнодорожного транспорта. За весь  прошлый год было заявлено на регистрацию 15136 вагонов, а за девять месяцев  нынешнего года уже 16542. Так что работы у ФАЖТ все прибавляется. Время ставит перед нами качественно новые задачи. В том числе по созданию на сети Российских железных дорог эффективной логистической  системы, интегрированной  в  международную транспортную систему и обеспечивающую выход отечественных предприятий на новые высокотехнологичные и высокорентабельные рынки логистических услуг.

 

 - О логистических комплексах говорят на транспорте  уже давно, но в зоне Горьковской железной дороги инвесторы, похоже, не очень торопятся  их строить…

- Вся проблема в  объемах  переработки грузов. Не секрет, что на Куйбышевской дороге, например, погрузка  выше, чем на Горьковской. Там  отправляют добываемую в Татарстане и Башкирии нефть, да и  предприятия нефтяной и химической промышленности работают так, что погрузка всегда высокая. На ГЖД  значительные объемы погрузки дает только станция Зелецино,  рядом с которой находится кстовский  нефтеперерабатывающий  комбинат. Другие предприятия  региона испытывают ныне спад  производства. Многие и вовсе простаивают. И все же железнодорожный транспорт  продолжает участвовать в формировании  и развитии  эффективной сбалансированной  терминально-складской сети. Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» предусматривается создание опорной сети из 35 - 40 терминально-логистических центров. В том числе в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и других крупных городах Поволжья.

 

  В качестве одного из наиболее удачных примеров государственно-частного партнерства в сфере транспортно-логистического бизнеса  можно привести разработку ФГУ «Ространсмодернизация», где  генеральным директором является бывший начальник ГЖД Хасян Зябиров.  Проект этого управления - «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр  в Республике Татарстан» -   включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002 - 2010 годы», активно поддерживается руководством Татарстана и Приволжского федерального округа. Общая стоимость проекта превышает 11,5 миллиарда рублей, из которых почти 60 процентов финансируется из Федерального бюджета и бюджета Татарстана. Остальное – частные инвестиции. Окончание строительства Свияжского мультимодального логистического центра планируется на 2013 год.

 

- В рамках этого интервью мы не коснулись многих аспектов деятельности  Приволжского территориального управления  ФАЖТ. Например, организации работы  железнодорожных техникумов и вузов, которые теперь подведомственны  вашему управлению. Надеюсь,  об этом мы поговорим в следующий раз.

- Согласен. Хотя  мы не находимся в  системе ОАО «РЖД», но считаем себя железнодорожниками и  всегда  готовы к  сотрудничеству и партнерству. Рад и тому, что, хотя  у нас с ГЖД разные задачи,  всегда есть взаимопонимание с ее руководством, с начальником дороги Сергеем Козыревым, который мыслит и действует масштабно, по-государственному. От всей души поздравляю Сергея Витальевича с избранием в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. Именно такие люди и должны быть  представлены в органах законодательной власти.

 

Справка

 

Фатыхов Дамир Равхатович (1967 года рождения) окончил Нижегородский политехнический институт. Семь лет работал на Горьковской железной дороге, где возглавлял службу управления имуществом. Активно занимается научной деятельностью. В 2003 году защитил докторскую диссертацию. Доктор экономических наук, профессор. С июля 2003 года по сентябрь 2005 года Фатыхов занимал должность министра имущественных отношений - заместителя губернатора Нижегородской области. В июне 2007 года назначен руководителем Приволжского территориального  управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.

 

Евгений Абрамов

Элемент не найден!