29 ноября 2021 17:51

29 ноября 2021 17:51

Контроль – ежедневный и ежечасный

По результатам обследований геобаза выдаёт рекомендации по текущему содержанию и капремонту земполотна

Рустем Гараев, начальник инженерно-геологической базы Нижегородского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры
гараев.jpgИстория инженерно-геологической базы, само её создание на Горьковской железной дороге изначально связаны с карстовыми явлениями на полигоне магистрали. В своё время, в 1967 году, это был пилотный проект в МПС. О сегодняшней деятельности геобазы – в нашем интервью.

– На Горьковской дороге карстовым процессам подвержены 22 перегона. У нас самая большая на сети протяжённость закарствованных километров. 980 км – это больше, чем на всех остальных дорогах РЖД, вместе взятых. К примеру, на Свердловской – всего 582 км.

Опыт, накопленный геобазой с 1967 года, лёг в основу инструкций и нормативных документов ОАО «РЖД» по надзору за земляным полотном и обеспечению его устойчивости. Они составлялись при непосредственном участии специалистов нашей инженерно-геологической базы на основе обследований карста.

– Рустем Рафитович, как организуется работа в этом направлении на ГЖД?

– Из 980 закарстованных километров – 186 выделены как карстоопасные. Два раза в год проводится их осмотр, обследование с использованием оборудования геобазы, геодезического, геофизического, геологического. На скоростном ходу для проведения разведочного бурения глубиной более 30 м привлекаем ПЧ ИССО. На основе результатов обследований составляются отчёты, а самое главное – выдаются рекомендации балансодержателям, дистанциям (ПЧ, ИЧ), включающие в себя мероприятия по текущему содержанию и кап-ремонту земляного полотна.

Принципиально важно, чтобы этот процесс шёл беспрерывно. Диагностические работы нельзя останавливать ни в коем случае. Так они и проводятся с 1967 года. Ежегодно в ходе обследовательских работ все километры паспортизируются, данные по ним выверяются. Проводится техническое обучение с работниками дистанций. Категорируем участки – от весьма опасного до практически неопасного. Определяем уровни рисков – от нежелательного до не принимаемого в расчёт. На сегодняшний день из 186 км – весьма опасных 30 км. Цели геобазы – контролировать карстовый процесс по этим категориям и рискам: входит ли участок по-прежнему в зону умеренно опасного риска либо выявилась определённая динамика, отрицательная или положительная. Например, карстопроявления отсутствуют более 10 лет, и данный километр уже считается малоопасным. Контроль – ежедневный и ежечасный.

– Какие методы при этом используются?

– На протяжении ряда лет у нас применяются покилометровые карточки расчёта. Это уникальная методика, разработанная бывшим начальником ИГБ кандидатом технических наук Олегом Юргиным. Сейчас он ведущий геолог Дзержинской карстовой лаборатории, при необходимости мы обращаемся к нему за консультациями. А покилометровыми карточками расчёта делимся с коллегами с других дорог. Они признают их удобство и эффективность в проведении расчётов.

В этом сезоне впервые начали применять комплексные мероприятия. Раньше основная часть обследовательских работ возлагалась на геобазу. Сейчас активно привлекаются дистанции. Мы указываем участки, перегоны, где необходимы гидротехнические сооружения – такие, как наблюдательные скважины. Дистанции обустраивают их для определения уровня грунтовых вод, в дальнейшем анализируют результаты наблюдений, чтобы выявлять предрасположенность участка к карстовым проявлениям. Также дистанции контролируют состояние откосов – по маячкам, установленным совместно с нами на опасных участках.

Под руководством начальника РЦДМ Владимира Кармалина ведётся разработка других прогрессивных методов.

– Какова техническая оснащённость геобазы?

– При диагностике земляного полотна достаточно сложно разделить оснащение геобазы от оснащения РЦДМ в целом. К примеру, мы пользуемся данными с мобильных диагностических комплексов, оснащённых системами видеоконтроля, георадиолокации и лазерным пространственным сканированием, нагрузочным комплексом. Такие диагностические комплексы работают и по полигонной технологии, то есть заезжают к нам с других дорог.

В нашем распоряжении достаточно современное геодезическое оборудование – это электронные тахеометры, геофизическое оборудование разного типа, включая ОКО-2, и переносное геологическое.

Новое геофизическое оборудование для работы на закарстованных территориях получили этой весной. Летом, в период положительных температур, начали его испытание. В августе наши работники были командированы на Забайкальскую дорогу для оказания помощи в обследовании земполотна. Новое оборудование они взяли с собой. Но пока это только опытная эксплуатация, которая внедряется на ГЖД. В конце года ожидаем получение по инвестиционной программе и других видов диагностического оборудования.

– Расскажите о научной основе деятельности геобазы.

– Прежде всего, геобаза ценна своим кадровым составом. У нас работают дипломированные специалисты с хорошей вузовской подготовкой, солидными знаниями в сфере карстовых явлений. И я уже упоминал о консультациях, которые мы получаем от научных организаций, институтов, таких, как МИИТ, СамГУПС, и от учёных. Сами изучаем научную литературу, разработки последних лет. Знакомимся с техническими новинками, современными методиками, исследованиями.

Трудно переоценить внимание к этому направлению деятельности со стороны руководства дороги. В январе состоялось заседание малого технико-технологического совета по проблемам предупреждения и снижения рисков карстовых проявлений. Участие в нём принимали в том числе представители науки. Нашему вниманию были представлены российские и зарубежные разработки. После техсовета на уровне руководства дороги приняты важные решения о развитии сотрудничества с научными организациями. Состоялись рабочие встречи с представителями СамГУПС, ИПФ РАН. В частности, рассматривались возможности использования межскважинных технологий при изучении динамики карстово-суффозионных процессов непосредственно под основанием земляного полотна. Вопросы диагностики и содержания земляного полотна обсуждались на круглых столах с участием деятелей науки.

А мы по итогам техсовета получили указания, определены направления дальнейшего развития и деятельности геобазы. От нас ждут более оперативной работы по обследованию, диагностике, мониторингу земполотна на закарстованных территориях.

https://zen.yandex.ru/gudok.ru
https://t.me/Gudokru 
Марина Галкина