25 января 2022 13:17

25 января 2022 13:17

Есть хорошая идея

Рацпредложения Владимира Шашмурина направлены на повышение безопасности движения и экономию средств

Звание «Лучший рационализатор Ижевского территориального управления Горьковской железной дороги присвоено старшему электромеханику местной сети станции Красноуфимск Ижевского РЦС Владимиру Шашмурину. «За активное участие и достижение наилучших результатов по основным показателям в рационализаторской деятельности» – так написано во врученном ему дипломе.
Мог ли он предполагать в юности, что его работа получит такую высокую оценку в отрасли, с которой он даже не собирался связывать свою жизнь! Родители были железнодорожники. Владимир прекрасно знал, насколько напряжённый труд на стальных магистралях: с ночными вызовами, необходимостью выезжать на линию в выходные и в праздники.

Окончил в Красноуфимске совхоз-техникум по специальности техник-электрик. Отслужил в армии и, между прочим, в железнодорожных войсках: принимал участие в строительстве БАМа. До сих пор он вспоминает армейские будни, суровую, но красивую природу Хабаровского края, посёлок Новый Ургал. И чувствует причастность к большому общему делу, считает это одной из ярких страниц в своей жизни.

После армии работал по полученной в техникуме специальности. И всё равно в 90-е жизнь привела его на железную дорогу, сначала в Красноуфимскую дистанцию пути, а затем в Красноуфимскую дистанцию сигнализации и связи. К «корочкам» техникума добавился диплом РГОТУПС, который Владимир окончил заочно. Оказалось, железная дорога – это не только очень ответственно, но и очень интересно. Нет однообразия, рутины. Каждый день приносит что-то новое. И есть постоянная работа для пытливого ума. Незаметно для себя он включился в рационализаторскую деятельность. И сейчас, работая в РЦС-5, не оставляет её.

В прошлом году Шашмурину предложили решить такую проблему. Нередко люди переходят железнодорожные пути по «народным тропам» (как правило, локомотивным бригадам такие места известны). В кривых участках машинисту не видно, есть ли на путях кто-то. Конечно, здесь бригады особо бдительны. Но дополнительное предупреждение о том, что впереди на рельсах люди, не помешает.

Владимир Шашмурин предложил использовать в таких случаях устройство, включающее в себя инфракрасный датчик движения и световой и звуковой извещатели. Датчики устанавливаются на опорах контактной сети на высоте 2–2,5 м, извещатели – на 4-5-метровой высоте. Вышел на рельсы человек или животное – датчик на него среагировал, срабатывает звуковая и световая сигнализация. Световой сигнал в ясную погоду виден машинисту на расстоянии до 1000 м, а звуковой сигнал слышен за 500–1000 м. Есть время подать гудок и снизить скорость. Сигнализация будет работать до тех пор, пока объект не покинет зону действия датчика движения.

Рационализатор продумал возможность применения этого прибора в местах, где нельзя подключить электропитание: использовать солнечные батареи.

– Признаться, я не отслеживаю специально судьбу своих рацпредложений, – говорит Владимир Шашмурин. – Не всегда могу точно сказать, где оно используется. Вот разве что это…

И он подробно рассказывает ещё об одном прошлогоднем предложении – «Защита от перегрева двигателя компрессора». Для предупреждения попадания влаги в кабели связи используются различные компрессорные установки, которые подают осушенную воздушную смесь из окружающего воздуха в кабели, создавая постоянное избыточное давление внутри них. Нередко эти установки выходят из строя по причине падения компрессии внутри цилиндра компрессора либо нарушения герметичности на выходе из компрессорной установки. В данном случае электродвигатель будет работать до тех пор, пока не перегреется и не заклинит, что приводит к дорогостоящему ремонту.

Шашмурин нашёл способ защитить компрессор от перегрева с помощью установки реле времени в цепи электропитания двигателя. Опытным путём он определил, сколько времени потребуется двигателю в нормальных условиях для закачки воздуха в ресивер и его отключения. Полученное время увеличил в два раза и установил это значение на срабатывание реле. При превышении этого времени работы реле отключит компрессорную установку и не даст ей включиться до приезда обслуживающего персонала. Это нововведение внедрено на станции Уфимка. При желании, при необходимости идею можно тиражировать на любой станции.

– Сделать это несложно. Реле типовое, продаётся в магазинах электротоваров. А экономия, конечно, есть. Не будут выходить из строя двигатели. Не надо отправлять их на дорогостоящий ремонт, – поясняет Шашмурин.

Собственную рационализаторскую деятельность Владимиру непросто регламентировать. Бывает, идеи приходят «без спроса». Причём с разной периодичностью. Или задание даёт руководство РЦС, техотдел. Так было, например, с рацпредложением о заблаговременном информировании локомотивных бригад о нахождении на путях людей.

В прошлом году рационализатор Шашмурин подал пять предложений. В 2021-м – новые разработки. «Урожайным» на идеи был нынешний июль. Одна из них – «Модернизация крепления датчика прохода колёсной пары САИ ПС». Эти устройства, установленные в горловинах станций и в других местах, определяют номер локомотива, тип локомотива, считают колёсные пары. Для обеспечения бесперебойной работы необходимо поддерживать расстояния между верхней плоскостью датчика и верхней кромкой рельса 45–48 мм. Со временем происходит износ рельса, это расстояние меняется. Регулировка установки датчика по высоте – довольно трудоёмкая процедура.

Владимир Шашмурин предложил более удобный способ регулировки. В местах крепления датчика к гарнитуре надо рассверлить отверстие диаметром 21 мм, изготовить эксцентриковую (со смещённым центром) шайбу. Внутренний диаметр – 12 мм, наружный – 25 мм, толщина – 5 мм. К ней приваривают рассверлённую гайку с таким же внутренним отверстием.

– Поворачивая ключом за гайку, регулируем расстояние между поверхностью датчика и верхней кромкой рельса. После этого затягиваем крепёжную гайку, – поясняет Владимир Шашмурин.

…Награду лучшему рационализатору вручал заместитель начальника Горьковской железной дороги по Ижевскому территориальному управлению Роман Городилов.

https://zen.yandex.ru/gudok.ru
https://t.me/Gudokru 
Марина Галкина