25 сентября 2021 10:34

25 сентября 2021 10:34

Сто лет Марии Куськовой

Женщина-ветеран награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»

На юбилей к жительнице села Малые Меми Кайбицкого района Республики Татарстан собрались не только родственники и односельчане. Приехали работники районной администрации, телевидение. Совет ветеранов Казанского территориального управления Горьковской железной дороги представлял Ильгиз Нигматулин, бывший начальник Буинской дистанции пути. Дата заслуживает уважения и всеобщего внимания: 15 июня Марии Куськовой исполнилось 100 лет.
Труженица тыла, она прошла через тяжёлые годы войны, работала не покладая рук во имя Победы. Мария Константиновна была участником строительства Волжской рокады – железнодорожной линии на левом берегу Волги. Трудно переоценить трудовой подвиг этих людей, его значение для фронта. Как говорил потом маршал Жуков, сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны.

Мария Константиновна родилась в 1921 году. Она выросла в многодетной семье, была старшим ребёнком в семье, у неё было два брата и четыре сестры. Один из них, Александр Ершов, был призван в Советскую Армию, вернулся домой с победой.
Молодость девушки пришлась на военные годы, когда весь груз тяжёлой работы в колхозе лёг на плечи женщин и подростков. Вместе с односельчанками она вручную, серпом убирала урожай 1941 года. Дневная норма для одного человека была 20 снопов. Обмолачивали их тоже вручную, цепом.

А уже в ноябре её послали рыть окопы. Сложившееся под Москвой опасное положение потребовало проведения серьёзных оборонительных работ. Территорию надо было подготовить на случай распространения военных действий вглубь страны. Государственный Комитет Обороны принял решение о сооружении Волжского оборонительного рубежа. На территории Татарстана оборонительные сооружения располагались полукольцом вокруг Казани, отсюда и название – Казанский обвод.

Участники строительства Казанского обвода не щадили себя в холодные зимние дни. Голодные, плохо одетые и обутые, они жили одной мыслью – помочь фронтовикам удержать врага, не дать уничтожить свои села, города, семьи, детей. Всё для фронта! Всё для Победы!

В 1942 году, как и многих жителей этих мест, Марию Константиновну направили на строительство железной дороги Свияжск – Ульяновск, которая стала частью Волжской рокады. Вместе с земляками она трудилась на сооружении перегона Куланга – Ключи. Жили в деревне Семь Ключей. За всё время работ она ни разу не приезжала домой: работы шли постоянно. На девичьих руках не успевали заживать кровянистые мозоли от лома, лопаты и тачки: был только ручной труд. Недосыпали, недоедали, жили в землянках, палатках, а то и под открытым небом спали. Но строили железнодорожную линию от темна до темна. Никто не думал отступать, зная, что на фронте их отцам и мужьям ещё труднее, что не все они вернутся домой.

В 1943–1944 годах Марию вместе с другими женщинами из их села отправили на торфоразработки в Московскую область. Довелось ей и лес заготавливать.

Свою семью Мария Константиновна создала также во время войны. Замуж вышла за демобилизованного по ранению фронтовика. С Алексеем они вырастили шестерых детей. Мария Куськова награждена медалями «Материнская слава», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейными медалями в честь Победы.

После войны она некоторое время работала на железной дороге, в Буинской дистанции пути.

Пройдя большой жизненный и трудовой путь, она не утратила оптимизма и жизнелюбия. Так же, как в молодости, любит петь, а её почтенные годы согревает любовь детей. Любят бабушку и прабабушку внуки и правнуки.

Тамара Нигматуллина, хранитель комнаты-музея боевой и трудовой славы на станции Буа