25 сентября 2021 08:30

25 сентября 2021 08:30

фото: архив "ВМ"

Родная. Образцовая

Паспорт доверия обязывает коллектив станции Алнаши работать с высокой отдачей

На железной дороге это географическое название чаще слышишь с ударением на последнем слоге. Местные жители – выделяют второй. И звучит оно от этого мягче и роднее.
Алнаши – промежуточная станция в Ижевском территориальном управлении. С грузовой работой. Стыковая. За выходным сигналом начинается Куйбышевская дорога. Уехать отсюда (а соответственно, и приехать) можно только на пригородном поезде: дальние не останавливаются. Грузовая работа по большей части сезонная: прибывают строительные грузы, отправляют зерно.
На протяжении вот уже 27 лет коллектив станции возглавляет Надежда Михайлова.

– Мне, наверное, уготовано было стать железнодорожником, – говорит она. – Родители работали в дистанции пути. Жили мы в путейской казарме в Малопургинском районе Удмуртии. После школы получила профессию швеи, работала на швейной фабрике. Но жизнь всё равно привела на железную дорогу.
Училась Надежда заочно в Алатырском техникуме. Работала в разных местах – Терси, Мукшур, Иж-Бобья. А родной для неё стала станция Алнаши.
– Моя радость, моя гордость. В душе становится светлее, когда слышу её название, – глаза у  Надежды Сергеевны и впрямь светлеют.
И люди стали за это время родными – движенцы, путейцы, механики СЦБ…

– Не помню, чтобы кто-то ответил отказом на просьбу ДС, такого не бывает. Всё делаем дружно.
Ну, по поводу просьбы – это мягко сказано. Все отлично знают требовательность Надежды Сергеевны. И то, что слово её здесь закон, принимают как должное.
– Мне на железной дороге нравится дисциплина, требовательность. Как у военных. Иначе и порядка не будет.
Ижевские движенцы до сих пор вспоминают достаточно давний случай, когда начальник станции Алнаши держала перед входным светофором поезд с Куйбышевской дороги. А всё потому, что машинист не был обкатан на этой ветке до Ижевска. Не положено – значит не положено. Когда дело касается безопасности движения, Михайлова на компромиссы не идёт. Так и в том случае: ждали, пока приедет машинист-инструктор.

Поездки по железной дороге обычны для людей её профессии. Вглядываясь в вокзалы, административные здания, проезжая мимо постов ЭЦ, Надежда Сергеевна невольно сравнивает другие станции со своей.
– Некоторые очень хороши. И всё равно своя кажется роднее, лучше.

Ещё в 2009 году станции Алнаши присвоен статус образцовой. Впрочем, и до этого она неизменно получала высокую оценку дорожной комиссии во время осенних и весенних осмотров. И по текущему содержанию пути, и по состоянию устройств автоматики и телемеханики, энергообеспечению, соблюдению технологий, по эстетике: станционные постройки и платформы буквально утопают в цветах. К дежурным – никаких нареканий: дело своё знают. Чтобы получить статус эталонного объекта, оставалось, что называется, навести лоск. Ну и, само собой, не снижать обороты, продолжать работать в полную силу – как обычно, как привыкли. Обновляли всё: помещения, мебель, рабочие места. Оборудовали отличную комнату отдыха, комнату приёма пищи, которой прежде не было. Отремонтировали фасад. Наводили порядок на территории. В соответствие с требованиями привели перрон. Сделали новое ограждение. Каждое предприятие добросовестно выполнило свою часть работы. А начальник станции привычно всё контролировала.
Закономерный результат – Диплом объекта эталонного содержания.

– Именно диплом, а не свидетельство, – подчёркивает Надежда Сергеевна. – Это значит, что все предприятия на территории нашей станции имеют статус эталонных. Или, как сейчас называют, образцовых.
С тех пор дважды в год, во время осеннего и весеннего осмотра, станция Алнаши подтверждает своё высокое звание. Уже это говорит об авторитете руководителя и об отношении людей к своим обязанностям.

Работу путейцев, например, организует дорожный мастер Александр Попов. Он восемь лет в этой должности, до этого был бригадиром. И претензий к текущему содержанию пути не бывает. Работают чётко по графику. На станции жёстко поставлен вопрос о взаимодействии путейцев и эсцебистов. А случаются замечания во время комиссионных месячных осмотров – устраняются немедленно.

Здесь всё общее. Не делится на «твоё» и «моё». Убрать растительность с междупутий летом, заняться разделкой снежных валов зимой, очистить территорию от мусора (особенно весной, когда снег сходит) – всё делают вместе. И не только во время общедорожных субботников. Их просто не ждут.

– Мы сами назначаем день, и работники всех хозяйств собираются на уборку, – говорит Михайлова.
– Надежда Сергеевна – очень ответственный, принципиальный, требовательный человек, руководитель, который всё контролирует, – говорит дежурная по станции Надежда Адакова. – Под её началом я работаю восемь лет. Пришла сюда сразу после техникума. Встретили меня радушно. Надежда Сергеевна стала моим первым наставником. Она всё объяснила мне, буквально по полочкам разложила всё, что касается моих обязанностей. Дала почувствовать ответственность, понять, с каким настроем надо работать на железной дороге. У неё вообще всегда и во всём порядок – в организации работы, поддержании дисциплины в коллективе.
У стыковой станции – своя специфика. Два диспетчера – с Горьковской и с Куйбышевской дорог. Сдача – приём поездов по стыку. Порой приходится бросать составы, так как не хватает локомотивов. Потом поднимать их по указанию поездного диспетчера.
Много маневровой работы со снегоуборочной и другой техникой, которая приходит с соседней дороги и которая потом возвращается на свои перегоны.

Год назад во время весенней комиссионной проверки коллективу станции вручён Паспорт доверия.
– Этот документ распространяется только на движенцев, – говорит Надежда Михайлова. – Но ещё раньше его получили энергетики, работники ДЭЗ, пригорода, связисты. Осталось получить его путейцам и механикам СЦБ. Думаю, за этим дело не станет.
Паспорт доверия освобождает от некоторых проверок. Но расслабляться не приходится: доверие обязывает. Надо держать себя в тонусе. Впрочем, для коллектива образцовой станции это дело привычное. Хотя приезда дорожной комиссии во время весеннего и осеннего осмотра ждёшь всегда с волнением, признаётся Надежда Сергеевна: а вдруг? Но этого «вдруг» не случается. Кстати, у станции Алнаши не два, а четыре объезда в год бывает. Когда проходит осмотр Куйбышевской дороги, комиссия обязательно заезжает и сюда. Не с проверкой, конечно. По-соседски. Но всё равно ударить в грязь лицом не хочется.

…Когда Надежда Михайлова получила назначение на должность начальника станции Алнаши, в 1994 году, она была самой молодой в коллективе. Опыта маловато. С грузовой работой до этого не сталкивалась.
– Учили меня дежурные. До сих пор благодарна дежурной по станции Раушанье Васимовне Хамидуллиной. А последние 10–15 лет я сама беспрестанно учу молодых. Обучишь – забирают на повышение. С одной стороны, радуешься за них. А с другой – надо снова обучать тех, кто пришёл им на смену. 36 лет связаны с Горьковской железной дорогой. Среди наград Надежды Михайловой – знаки «За безупречную работу на железнодорожном транспорте. 30 лет», «Почётный работник Горьковской железной дороги», почётная грамота от Госсовета Удмуртии. А недавно, в начале марта, ей вручили знак «Почётный работник транспорта Удмуртской Республики». Высокая оценка. И заслуженная.

С выходом на пенсию Надежда Сергеевна собирается переехать к дочерям в Малую Пургу. Но в Алнаши будет наведываться обязательно. И уже сегодня наказывает работникам:
– Приеду в гости – чтобы я гордилась вами и своей станцией. Хочется, чтобы всё было не хуже, чем сейчас. А может, даже лучше.

Марина Галкина