22 января 2022 08:48

22 января 2022 08:48

Герой Днепра

Исполнилось сто лет со дня рождения Алексея Руднева

4-1.jpgИсторики Великой Отечественной войны утверждают: одним из самых сложных рубежей на пути Красной Армии, освобождавшей оккупированную часть страны, стал правый берег Днепра.

Высокий берег был превращён в полосы неприступных укреплений, откуда и просматривались, и простреливались река и её низкое левобережье. Когда к Днепру в октябре 1943 года вышли советские войска, было очевидно: форсирование широкой холодной реки будет стоить тысяч жизней бойцов. Существовало негласное распоряжение: тех, кто первыми на своих участках сможет закрепиться на правом берегу, представлять к самым высоким наградам.

Лейтенант Алексей Руднев, командир роты 27-й инженерной бригады специального назначения Степного фронта, недалеко от Днепропетровска вместе с группой бойцов переправлял ночью на самодельном плоту полковую пушку. Плот сел на мель в 30 метрах от берега, и Руднев с сапёрами и артиллеристами тащили пушку на себе – по шею в октябрьской холодной воде. В ту ночь на переправе через Днепр в районе острова Шеламай Руднев на пароме сделал 25 рейсов и переправил на правый берег 240 человек с оружием и боеприпасами. Затем под его командованием строился понтонный мост. Бойцы смогли закрепиться на небольшом плацдарме. И тогда Руднев с группой сапёров проделывал проходы в минных полях, обеспечивая продвижение вперёд.

22 февраля 1944 года 22-летнему лейтенанту было присвоено звание Героя Советского Союза.
Алексей Петрович Руднев родился 6 марта 1921 года в селе Николай-Дар недалеко от Лукоянова на юге Нижегородской губернии. Но вскоре его семья уехала жить на хутор под Саратовом. Перед войной Руднев успел окончить Сормовский машиностроительный техникум и отправиться по распределению на оборонный завод в Молотовск (теперь этот город носит название Северодвинск). В июле 1941 года его призвали в армию. Техническое образование ценилось, и Руднев был направлен в Борисовское военно-инженерное училище, которое базировалось в Архангельске. Уже весной 1942 года он оказался на фронте.

Летом Руднев командовал ротой, её задача была создавать минные поля на переднем крае, на пути вражеских танков. Продолжалась оборона Ростова, но силы были неравны: Красная Армия отступала с тяжёлыми боями, уничтожали мосты, шахты, заводы. Нередко на территории, которую успевал занять противник. И тогда устанавливать мины роте приходилось, одновременно ведя бой с врагами. Затем инженерная рота Руднева оказалась в самой гуще событий обороны Кавказа. Минировала те самые дороги, по которым сейчас курортники попадают на машинах на побережье Чёрного моря: Майкоп – Туапсе, Новороссийск – Туапсе. Выполняла спецзадания на кавказских перевалах.

И вот войска перешли в наступление. Рота Руднева разминировала подступы к Краснодару, дома на городских улицах. Затем разминировали Воронеж, западную часть которого целых полгода удерживали немцы. Здесь рота обезвредила около 25 тыс. мин. В районе Харькова рота обеспечила в более короткий срок, чем планировалось, переправу двух полков. За инициативу и смекалку командир был награждён орденом Красной Звезды.
В апреле 1945 года Руднев получил тяжёлое ранение осколком снаряда в лицо: машина, в которой он ехал, наткнулась неподалёку от Брно на танковую засаду. Спустя год после нескольких операций он был уволен в запас по инвалидности в звании капитана.

Судьба отпустила ему 60 лет жизни. Быть инвалидом никак не входило в планы Героя. Жить он приехал в Горький и после войны работал инженером в управлении Горьковской железной дороги, затем – механиком строительно-монтажного поезда № 320.


Николай Морохин