22 января 2022 07:41

22 января 2022 07:41

Движения горячая пора

Горьковская дорога провела успешный эксперимент

На ГЖД значительно повысилась эффективность грузовых перевозок по итогам первых двух месяцев работы в 2021 году. Количество соединённых поездов стало на 35% больше, чем за январь-февраль прошлого года. Кроме того, в ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» (Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства) подвели итоги испытаний, проведённых прошлой осенью Горьковской магистралью на предмет движения порожнего состава максимально возможной длины. О различных особенностях формирования соединённых поездов – наше интервью.

2-1.jpgИгорь Куликов, первый заместитель начальника Горьковской дирекции управления движением



– Игорь Петрович, каким образом удалось достичь высоких показателей по движению сдвоенных грузовых составов?

– Наша основная цель – увеличение пропускной способности в период её ограничений. Впереди летняя путевая кампания – масштабный сезон ремонта. Поэтому необходимо полностью заполнить вариантные графики движения и обеспечить больший пропуск поездов. Кроме того, дело касается обкатки машинистов. Если машинист три месяца не водит соединённые поезда, то у него заканчивается право на ведение данного поезда. Сдвоенные составы также нуждаются в особых условиях энергообеспечения. До начала плановых путевых работ все технологические и организационные вопросы должны быть отработаны. И с этими задачами мы стараемся справляться.

– Какие существуют требования к подбору соединённых поездов?

– Прежде всего, это отсутствие легковесных вагонов и опасных грузов. Вагоны должны быть технически исправны, без ограничения скорости. Есть целая инструкция по вождению поездов повышенной массы и длины, в том числе соединённых составов. С учётом критической массы одного поезда с электровозом 6300 тонн, максимально разрешённый вес сдвоенного состава – 12 600 тонн. Хотя несколько лет назад ограничение стояло на отметке 12 000. Порой приходилось отцеплять вагоны – убирать по 300 тонн с каждого поезда, чтобы уложиться в норматив. Из-за этого возникали определённые трудности, что, конечно, не устраивало железнодорожников. Стоит отметить, Горьковская магистраль была одним из инициаторов увеличения разрешённой весовой нагрузки соединённых поездов. Нам доверили соответствующие испытания системы. Мы всё рассчитали, провели опытные поездки и доказали, что увеличение веса возможно и что система при этом полностью обеспечивает безопасность движения. После чего эксплуатационный регламент по соединённым поездам для всей сети обновился.

– Игорь Петрович, насколько обширна география движения соединённых поездов горьковского формирования? Какими грузами они чаще всего наполнены?  

– В основном перевозим уголь. К слову, если взять два угольных маршрута, соединённых в один поезд весом 12 600 тонн, получается 140 вагонов. Движение идёт по полигонам трёх дорог – Горьковской, Северной и Октябрьской. Сейчас мы фокусируем своё внимание на подборе электровозов, отвечающих всем требованиям для вождения соединённых поездов. Наличие системы ИСАВП-РТ (интеллектуальная система автоматического ведения поезда с распределённой тягой) позволяет без вмешательства машиниста обеспечить необходимую эффективность и безопасность движения. Система работает, сдвоенный состав движется, машинисты электровозов в голове и середине поезда действуют синхронно, держат друг с другом радиосвязь, наблюдают (первый локомотив управляет тягой и тормозами второго локомотива по радиоканалу) и при необходимости могут в любой момент подключиться к управлению. Образно говоря, у нас есть адаптированный к железнодорожным условиям круиз-контроль.

– А каким опытом должен обладать машинист, чтобы управлять соединённым поездом?

– Стаж работы – минимум один год. Класс – не ниже третьего. Причём требуется пройти отдельное обучение в Учебном центре профессиональных квалификаций. Сначала стажировочные поездки, потом – контрольно-заключительные, и только после положительного заключения машинисту будет разрешено водить соединённые поезда. Такими составами управляют специалисты высшего класса.

– Планирует ли Горьковская дирекция новые научно-практические разработки или испытания в рамках организации движения соединённых поездов?

– Разумеется, барьерные места ещё имеются, и Горьковская дирекция постоянно находится в поиске оптимальных решений для устойчивого развития технологии. Например, в период с 15 октября по 16 ноября 2020 года мы испытали сдвоенный состав из 200 порожних вагонов, или 800 осей. Всего было пять поездок от Вековки до Дружинино с различными вариантами ведения поезда. Задача – оценить как параметры тормозных эффектов, так и динамических и продольных нагрузок соединённого поезда. В настоящее время сотрудники ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» провели анализ полученных результатов и дали положительное заключение. Надеемся, наш совместный труд принесёт большую пользу железнодорожникам и заказчикам грузоперевозок.    

Беседовал Кирилл Богородский