25 января 2022 23:31

25 января 2022 23:31

фото: личный архив

Боевые и железнодорожные заслуги

«В сентябре 1951 года я впервые отправился в поездку на паровозе С018-3104, – ведёт рассказ Владимир Иванович. – Тряска, грязь, угля я за поездку перекидал более 10 тонн. Сначала уголь из тендера кидал лопатой в лоток. Потом прикрывал дверь у топки, пока помощник бросает туда уголь. Много времени занимала чистка топки от золы, а чистить её приходилось несколько раз за поездку. Работа тяжёлая, но возвращаться в деревню не хотелось, да и дядья говорили: терпи, учись, потом будет легче. И, действительно, скоро меня перевели на пассажирский паровоз СУ25-04, там было почище. Мне представилась возможность увидеть и Молотова, и Ворошилова, когда они ехали в нашем поезде».
Ветеран Великой Отечественной войны и Почётный работник Горьковской железной дороги Владимир Иванович Созинов 8 марта отметил прекрасную дату – 95 лет.

Владимир Иванович родился в 1926 году в деревне Созиновы Шабалинского района Кировской области. В семье было трое детей. Все они, приученные к труду, с малых лет помогали в огороде. Владимир Иванович окончил семь классов. Когда началась война, ему было всего 15 лет.
Вот как запомнил ветеран этот день: «О том, что началась война, мы узнали по громкоговорителю, в сельсовете сразу же собрались жители на митинг. Страху не было, думали, что быстро Красная Армия одолеет врага. Звучали призывы ударно работать в поле, чтобы помочь фронту».
Старший брат Геннадий ушёл на фронт первым, ему довелось командовать танковым взводом. После серьёзного ранения был комиссован. Владимир Иванович в это время работал в колхозе. А
16 ноября 1943 года тоже отправился в армию, на Дальний Восток: «180 молодых парней из нашего района вызвали в комиссариат. Оттуда мы месяц ехали через всю страну в телячьих вагонах. А прибыли мы в Приморский край, в Краскино, что в 84 километрах от границ с Маньчжурией». В Краскино Владимир Иванович научился обращаться с артиллерийскими орудиями, а позднее принял участие в сражениях Дальневосточного фронта. К 1944 году на Дальнем Востоке были организованы стрелковые дивизии и артиллерийские полки. Военную технику и орудия доставляли по железной дороге.
Владимиру Ивановичу Созинову довелось участвовать в боях на территории Японии и Северной Кореи.
26 сентября 1945 года Созинов был награждён медалью «За боевые заслуги», позднее – орденом Отечественной войны II степени. Домой Владимир Иванович вернулся только в 1950 году. В ста метрах от родной деревни проходила магистраль, да и отец работал помощником машиниста, поэтому вопрос дальнейшей судьбы решился довольно скоро. Уже через год Владимир Иванович вместе с супругой перебрался в Киров. Там в паровозном депо работали два его дяди, они и устроили его кочегаром.

С 1953 года, после окончания курсов в Горьковской технической школе, Владимир Иванович работал помощником машиниста на пассажирских поездах. Постиг все тонкости топки паровозной печи, длина которой составляла шесть метров. По тому, как горит уголь в топке, судили о профессиональных достоинствах помощника. Вместе с машинистом его помощник занимался мелким ремонтом локомотива. Должна быть уверенность, что паровоз в поездке не подведёт. Все гайки подкручивали одним ключом. Маршрут был от Кирова до Котельнича-2 или до станции Свеча. Поездка до Свечи длилась 12 часов. Там на станции и спали, прямо на полу в грязной рабочей одежде. Лишь позднее появился дом отдыха, где можно было передохнуть в хороших условиях с постельным бельём.

В июне 1956 года, когда в Лянгасово было создано основное локомотивное депо, Владимира Ивановича перевели из Кирова. На месте современной конторы ТЧ-9 были раздевалки и душевые, где рабочие переодевались и мылись после труда. А контора находилась в отдельном здании. Там располагались бухгалтерия, отдел кадров, профком, начальник депо. Не было помещения для собраний, и первое организационное собрание основного локомотивного депо проводили в коридоре. В 1959 году Созинов стал машинистом паровоза. Позднее трудился на маневровом тепловозе.
«В 1963 году перешли на электровозы, – вспоминает Владимир Иванович. – Начальник депо Клименко заявил, что машинистов паровозов достаточно, и предложил им идти в слесаря или увольняться. Около 20 человек были не согласны с таким решением, пошли в отделение дороги, а затем в обком партии, так как пятеро из нас были коммунисты. Секретарь обкома партии нас принял, пригласил начальника отделения дороги и, разобравшись в деле, обязал его не разбрасываться старыми опытными кадрами, а дать возможность машинистам паровозов освоить новую технику».
Сначала Владимир Иванович водил грузовые составы на советских ТЭМ, ТЭ-3, потом работал на чехословацком ЧМ-3. Условия работы резко изменились. Локомотивщики стали работать в белых рубашках, в железнодорожной форме со знаками отличия. А в марте 1981 года Владимир Иванович вышел на заслуженный отдых. Однако даже тогда продолжал трудиться на прогреве тепловозов, и ещё 13 лет работал в котельных железнодорожных больниц Кирова и Лянгасово.

Созинов отдал магистрали 43 года. Был награждён медалью «Ветеран труда» и званием «Почётный работник Горьковской железной дороги». Со своей любимой женой Валентиной Васильевной они вырастили трёх дочерей, четырёх внуков, сейчас в семье подрастают трое правнуков.
По материалам музея железнодорожного узла Лянгасово