29 ноября 2020 10:44

29 ноября 2020 10:44

Как ковать профессионалов

Повышению квалификации работников в современных условиях помогут новые методики обучения

Совершенствование подходов к обучению в учебных центрах профессиональных квалификаций, создание новых и развитие существующих учебных полигонов, выделение участков для их строительства – все эти темы обсуждались на малом технико-технологическом совете, который состоялся в Нижнем Новгороде 28 августа.

Сегодня обучение в подразделениях Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций проводится по двадцати двум основным железнодорожным профессиям. В структуру центра входят два подразделения, расположенные в Нижнем Новгороде и в Муроме. Для обеспечения квалифицированными рабочими кадрами учебный центр в 2019 году подготовил по основным рабочим профессиям 1440 человек. Всего за период с 2015 по 2019 год подразделениями ГУЦПК было обучено по программам подготовки 6460 человек и по программам повышения квалификации 13 087 человек. В рамках инвестиционной программы в Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций за прошлый год было поставлено шесть тренажёрных комплексов по управлению локомотивами ТЭП70БС, ВЛ80С, ЭП20 и ТЭМ14. Общая сумма вложений составила более 40 млн руб.


Методика обучения

Сегодня подготовка рабочих кадров в центре проводится по учебным программам, разработанным в соответствии с профессиональными стандартами, которые, в свою очередь, пре-дусматривают широкий спектр применения современных технологий. Каждый профстандарт содержит описание трудовых функций по определённому виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы, выполняющих эти функции.


Постепенно профстандарты заменят действующие квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), которые утрачивают свою актуальность. Ранее, до внедрения профессиональных стандартов при проведении учебных занятий соотношение времени распределялось следующим образом: 90% времени отводилось на теоретические занятия и только 10% на практические. На сегодняшний день с учётом внедрения новых образовательных стандартов ситуация по распределению учебного времени кардинально изменилась. Теперь на теоретическую часть курса отводится до 60 % учебного времени и 40 % – на практическую часть.


Всё шире используется при обучении практико-ориентированный подход. Его внедрение также обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных технологий, позволяющих успешно реализовать эффективное развитие профессиональных компетенций. Сегодня практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения реальных практических задач.


Полигоны ждут модернизации

В Нижегородском и Муромском подразделениях учебного центра имеются учебные полигоны, которые создавались на протяжении многих лет. Первоначально главной целью создания таких полигонов была наглядная демонстрация и изучение конструкции различных обустройств инфраструктуры и подвижного состава, демонстрация преподавателем основных приёмов по обслуживанию обустройств, включая проведение основных замеров и определение дефектов, а также проведение практических занятий в незначительном объёме. Такой полигон вполне удовлетворял требованиям учебных программ при действующем квалификационном справочнике ЕТКС.


Но время не стоит на месте, и учебным полигонам требуется новый вектор развития. Существующие учебные полигоны не позволяют в достаточном объёме выполнять полный цикл практических занятий, что, в свою очередь, вызывает необходимость устраивать занятия в рамках производственного обучения в структурных подразделениях. В соответствии с распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова утверждено положение «Об учебных полигонах учебных центрах профес-сиональных квалификаций», в котором приведены макеты оснащения и правила содержания типовых площадок по основным профессиям железнодорожного транспорта. Утверждены стандарты семи таких площадок: «Звеньевой путь», «Бесстыковой путь», «Контактная сеть и воздушные линии электропередачи», «Вагоны и вагонное хозяйство», «Машинист тягового подвижного состава», «Специальный железнодорожный подвижной состав» и «Подъёмные сооружения».


Что меняется

1.jpg– Значительное увеличение практической части обучения требует кардинального изменения структуры материально-технической базы подразделений УЦПК, – рассказал начальник Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций Валерий Запасов. – То есть необходимо приобретение различного вида тренажёров, макетов, стендов и других технических средств обучения. Так, в 2019 году в подразделения Горьковского УЦПК было поставлено оборудование по инвестиционной программе на общую сумму более 44 млн руб. Приобретено шесть современных тренажёрных комплексов различных видов и серий локомотивов, VR–тренажёр для обучения дежурных по переезду, полностью обновлены компьютерные классы. В 2020 году ожидается поставка оборудования на общую сумму более
30 млн руб. Уже получено два комплекса для печати прав управления, две минитипографии, тренажёрный комплекс для обучения машинистов локомотивов 2ТЭ25КМ, 114 новых компьютеров. Будут поставлены четыре VR-тренажёра для обучения по профессиям: составитель поездов, бригадир пути, монтёр пути, сигналист; плюс один тренажёрный комплекс для обучения всех профессий работе на высоте.


Однако основная ставка практикоориентированного обучения сделана на развитие учебных полигонов. Горьковский УЦПК провёл оценку материально-технической базы учебных полигонов своих подразделений на соответствие требованиям вышеперечисленных типовых площадок и разработал проект план-графика по их дооснащению.


Для дооснащения учебных полигонов, кроме оборудования и подвижного состава, необходимо также выполнение значительных строительных и монтажных работ. Это, например, установка компрессорной станции, строительство помещения для дежурной по переезду, монтаж систем электроснабжения и пневматических сетей, благоустройство и освещение полигонов, которые необходимо будет выполнить силами подразделений Горьковского УЦПК и причастных дирекций. Сейчас в подразделениях разрабатываются проекты по реконструкции и пере-оснащению учебных полигонов. Дополнительных площадей для размещения учебных полигонов не потребуется, поскольку допускается расположение нескольких типовых площадок в одном месте.


Что предстоит

Согласно новому плану учебного полигона Нижегородского подразделения предполагаются следующие основные этапы по его реконструкции. Это строительство железнодорожного переезда, получение моторного вагона электропоезда для обучения вождению и опробованию тормозов. Также необходимо установить на полигоне два грузовых вагона – полувагон и крытый, компрессорную установку для проведения опробования тормозов и обдувки стрелок, провести капитально-восстановительный ремонт автомотрисы для проведения практических работ на площадке
«Подъёмные сооружения». Предстоит установить устройства контроля схода подвижного состава и комплект для диагностики ходовых частей подвижного состава КТСМ, различные виды светофоров, дополнительно современные тележки пассажирского и грузового вагонов и тягового подвижного состава, дополнить участки контактной сети различным оборудованием, создать отдельные крытые площадки под оборудование для проведения практических работ, провести благоустройство полигона, включающее в себя освещение полигона, строительство смотровых площадок и проходов из брусчатки.


– Считаю, что традиционное тесное взаимодействие Горьковского УЦПК с заказчиками обучения – дирекциями, постоянно участвующими в развитии материально-технической базы учебных полигонов, позволит нам справиться с поставленной задачей, – заключил Валерий Запасов.

Олег Густов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30