09 августа 2020 16:49

09 августа 2020 16:49

Большая, единая

В 60-х годах Казанская и Горьковская магистрали, а с ними и две профсоюзные организации объединились.
Это была поистине необыкновенная эпоха в истории нашей страны.
Многое менялось на глазах. Был запущен первый спутник, а потом и космический корабль «Восток» с человеком на борту. В высоких широтах прокладывал путь первый атомный ледокол «Ленин». Гагарин пообещал, что скоро наступит время, когда в космос будут летать по профсоюзным путёвкам. А советский лидер Никита Хрущёв обозначил, когда начнётся «первый этап коммунизма»: до него какие-то двадцать лет.

Шёл поиск новых форм – и в экономике, и в управлении страной, и в искусстве.
Был ли он результативен?
Не всегда. Менялись названия и количество министерств, границы и регионов, и районов, и колхозов. В ходу были слова «укрупнить» и «разукрупнить». Наступил момент, и области, республики разделили на «промышленные» и «сельские» территории: в регионах начали параллельно действовать сразу по два обкома партии – «промышленные» и «сельские». Железнодорожный транспорт курировался, разумеется, «промышленным», но вот противоречие – линии, станции находились в зонах действия «сельского». В народе гулял анекдот о грядущем «разукрупнении Министерства путей сообщения на Министерство туда и Министерство обратно».

А вот укрупнение ряда железных дорог оказалось не административным кульбитом, а совершенно оправданным действием. Постановление Совета Министров СССР об этом приняли 9 мая 1961 года – в ту пору это был ещё не праздничный, а рабочий день. Среди прочего речь там шла об объединении Горьковской и Казанской дорог. Новые технологии и скорости, виды тяги, которые теперь позволили увеличить плечи обслуживания, – логика развития транспорта состояла в том, что для получения эффекта от этого требовались большие полигоны. 15 мая в 18 часов начала работать единая диспетчерская Горьковской магистрали в новых границах.

И невиданные раньше возможности стали появляться: электротяга в несколько раз увеличила провозные способности, вдвое – участковую скорость, прекрасно показали себя тепловозы вместо паровозов. На магистральных направлениях был уложен «бархатный» путь. По многим участкам впервые пошли пригородные поезда. В 1968 году дорога открыла Вычислительный центр.

Однако новым технологиям должен был отвечать новый работник – технически грамотный, образованный, непременно здоровый. Только такой человек мог сделать сильным, успешным своё предприятие. 18-й съезд профсоюза рабочих железнодорожного транспорта в 1963 году поставил вопрос о создании школ передового опыта. Одной из важнейших задач профсоюз видел формирование личности современного железнодорожника. Ещё и ещё раз вспоминали и осмысляли слова Ленина о том, что «профсоюзы – школа коммунизма». Но надо всё-таки читать классиков, а не слушать их толкователей, особенно современных. Пресловутый принцип «каждому – по потребности» рассматривался не как цель, а только лишь как условия для главного – для свободного развития человеческой личности. Путь к нему шёл через высокопроизводительный труд. А он здесь и сейчас был невозможен без нормальных бытовых условий, хорошего отдыха – и этим надо было заниматься!

– Мы хотим, чтобы железнодорожники и транспортные строители жили лучше, богаче, – провозгласил задачу Дмитрий Логачёв, который в 1964 году был выбран председателем Дорпрофсожа. Этот человек начинал помощником машиниста в Юдино и не понаслышке знал, что волнует железнодорожников, каковы условия их работы.

Горьковская магистраль одной из первых начала в 60-х годах работать в рамках системы планирования и экономического стимулирования. Ставилась задача научной организации труда, внедрялся хозрасчёт, и он заинтересовывал предприятия в том, чтобы работать рентабельно. Из прибыли они формировали фонды материального поощрения, строительства жилья, социально-культурных мероприятий. Значит, в итоге от труда каждого зависел финансовый итог работы коллектива, а от него, в свою очередь, – заработки, возможность жить лучше для железнодорожников.

В профсоюзной организации объединённой дороги состояло больше 158 тыс. человек, действовали 4122 профгруппы – это была огромная сила. Они коллективно решали важные задачи. Профсоюз стал одним из организаторов соревнования по профессиям, по выполнению личных и бригадных планов, по экономии ресурсов. Он способствовал внедрению единых технологических процессов, созданию единых смен, которое помогало сокращать простои подвижного состава, лучше использовать вместимость и грузоподъёмность вагонов. Совет по безопасности движения при Дорпрофсоже координировал работу десяти тысяч общественных инспекторов. Около тысячи общественников следили за состоянием охраны труда.

Профсоюзы взяли на себя руководство обществами рационализаторов и изобретателей и научно-техническими обществами. К началу 70-х годов в них состояло около 9900 рационализаторов. В 1970–1971 годах результатом их работы стали 16 тыс. рацпредложений и 208 изобретений.

Профсоюз обозначал перед руководством дороги нужды работников, помогал с толком направлять средства. В 60-х годах было построено 30 бытовых корпусов, обновлена вентиляция в депо. Дорога успешно, рентабельно работала, и благодаря этому только за 1968–1969 годы, например, были построены 143 жилых дома, 38 магазинов и 32 столовые ОРСа, два больничных здания. Конечно, не все желающие могли быстро получить квартиру. Но профсоюзы создали на дороге около сорока ремонтных дружин, которые помогали обновить, сделать комфортабельней старое жильё. В конце 60-х дорога выдавала в год на льготных условиях для почти 11 тыс. своих сотрудников путёвки в санатории и дома отдыха, а для 15 тысяч детей своих работников – в пионерские лагеря. По дороге курсировало 22 культурно-бытовых поезда. Работники отдалённых станций могли в них купить продукты и заказать технику для дома, мебель. С поездом на станции прибывали мастера бытового обслуживания, художественная самодеятельность, кинопередвижка.
Многое стало возможным изменить к лучшему в жизни работников дороги, когда эффективным становился их труд, а профсоюзы активно настаивали на решении важных для них вопросов.
Николай Морохин