15 августа 2020 17:27

15 августа 2020 17:27

Сохраняя память

Ветераны войны из Агрыза навеки вписаны в историю железнодорожного узла

В годы Великой Отечественной войны более 80 работников станции Агрыз были призваны в ряды Красной Армии. Данные о них сохранились в архиве Ижевского территориального управления ГЖД. Мы чтим, помним и склоняем головы перед их подвигами. На полях сражений отдали свои жизни около 30 наших работников.

1.jpgА более 50 железнодорожников вернулись в свои семьи после окончания Великой Отечественной войны и продолжили работать на станции. К примеру, Анас Айдаров, инструктор кондукторских бригад. Его стаж работы на станции составляет 28 лет (1948–1976 годы). Анас Хабибрахманович родился в деревне Кадыбаш Агрызского района 29 декабря 1924 года. После окончания 9 классов школы был призван в ряды Советской Армии, в 1-й гвардейский отдельный мотострелковый полк, на Южный фронт. В 1945 году, не дойдя до Берлина, направлен на советско-японскую войну. В 1946 году ему присвоено звание старшего сержанта. После окончания войны вернулся в Агрыз. В 1947 году начал трудовую деятельность на железной дороге на станции Агрыз кладовщиком. В 1949-м устроился кондуктором, далее стал старшим кондуктором, инструктором кондукторских бригад. В 1976 году Айдаров ушёл на пенсию. Умер в 1981 году. В 1985-м посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. По стопам Анаса Хабибрахмановича пошёл его внук Айрат. Свою трудовую деятельность на станции Агрыз он начал составителем поездов, освоил профессии дежурного по сортировочной горке, диспетчера маневрового. Одновременно учился в РГОТУПСе. Сейчас работает заместителем начальника станции по грузовой и коммерческой работе.


Ещё один наш ветеран – Амир Гильмутдинович Ишмухаметов, главный кондуктор. В годы Великой Отечественной войны с оружием в руках защищал Родину. Прошёл путь от рядового солдата до командира взвода. С орденом Красной Звезды на груди он возвратился домой. На станцию Агрыз он пришёл ещё в 30-е годы. Тогда станция была малоизвестная, и даже не обозначалась на карте. Небогато было и железнодорожное хозяйство. Недоставало техники и рабочих рук. Специальности Амир не имел, но у него было огромное желание работать на транспорте. Вначале работал грузчиком, при этом он следил за поездами, уходящими со станции, и мечтал о далёких поездках, но не в роли пассажира. Желание сбылось только через три года. Амир стал младшим кондуктором, а через шесть месяцев – и старшим. Всё свободное время он упорно осваивал сопровождение поезда без единой отцепки. Вскоре Амир стал главным кондуктором. После Великой Отечественной войны он вернулся к любимой работе. Был требовательным к себе и подчинённым, сумел добиться чёткой работы всей бригады, обеспечивая следование пассажирских поездов строго по расписанию. Обучил не один десяток учеников. За самоотверженный труд советское правительство наградило его медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть».


Помним мы и о Анатолии Николаевиче Цыгвинцеве. С 1960 по 1968 год он работал на станции стрелочником. Родился в 1926 году, был мобилизован в 1944-м, демобилизован в 1950 году. Награждён орденом Отечественной войны ІІ степени.


3.jpgЕщё один железнодорожник – Ермолай Васильевич Басов. Родился он 5 января 1926 года в деревне Чурашур Малопургинского района Удмуртской республики. Закончил 7 классов в селе Малая Пурга. Для того времени это считалось хорошим образованием. Учился он на одни пятерки. С детства помогал по хозяйству отцу, работал с мальчишками в колхозе. Вскоре его как ответственного, умеющего организовать любое порученное дело человека назначили бригадиром. С июня 1941 года с мобилизацией мужчин на войну в колхозе остались женщины и подростки, и надо было сеять хлеб, работать для фронта, для победы. Трудно приходилось всем. Ермолай справлялся со всеми задачами со своей бригадой. В 1943 году, в 17 лет, был призван на службу. Отправился на защиту дальневосточных рубежей. Ермолай Васильевич свой фронтовой путь начал в мотострелковом батальоне 72-й отдельной танковой бригады радиотелеграфистом. Это было лето, поэтому тёплой одежды с собой не взяли. Зима 1943–1944 годов выдалась морозная, холодная. Не хватало еды, не было тёплой одежды. И только к концу зимы выдали фуфайки. Очень много в эту зиму погибло однополчан от голода и холода. Чтобы как-то прокормиться, ловили енотов, собак и варили суп. Мясо, конечно, было с запахом, но всё равно ели... С июля 1945 по 1950 год Ермолай Васильевич являлся начальником радиостанции 72-го танкового полка 3-й танковой Харбинской дивизии, начальником радиостанции 125-го танкового полка 3-й танковой Харбинской дивизии. В 1944-м, ближе к 1945 году, наладилось с питанием, одеждой, стала поступать американская тушёнка. Ермолай Васильевич участвовал и в войне с Японией. Пришёл рядовым, а дослужился до старшего сержанта. После окончания войны ему предлагали поступать в военное училище, но он очень соскучился по дому и в 1951 году вернулся домой. Награждён орденом Отечественной войны ІІ степени, медалью «За отвагу». Приехав в Агрыз, устроился на станцию кондуктором грузовых поездов.


Есть среди ветеранов станции и женщины. К примеру, Ольга Абрамова. С 1942 по 1945 год она воевала в составе Карельского фронта в звании ефрейтора дальнемерной зенитной артиллерии. Вернувшись с войны, с 1962 по 1973 год работала на станции стрелочницей.


2.jpgЗоя Батасова на станции трудилась 40 лет – с 1940 по 1980 год, оператором при ДСП. В 1943 году была призвана на службу. Являлась ветераном тыла и ветераном войны. Награждена орденом Великой Отечественной войны 1 степени, медалью Жукова, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». О своих буднях и фронтовых событиях того времени она рассказывала:


– Нет ни одной профессии, на которой мне не пришлось поработать на станции в годы войны. Приходилось овладевать любой специальностью, чтобы обеспечить бесперебойный приём и отправку поездов. Доводилось работать и с военной комендатурой в должности оборонного диспетчера по распределению эшелонов на фронт. Вот поэтому в 1943 году и была призвана Агрызским райвоенкоматом в армию.


Ещё одно имя – Ольга Грабовая. В 1941 году она была принята на работу рабочим связи. В 1942 году назначена на должность телеграфистки станции Ижевск (ШЧ-6). 14 июля 1944 года откомандирована в распоряжение начальника оперативной группы Латвийской железной дороги. В июне 1956 года принята агентом справочного бюро, затем работала дежурной по вокзалу, билетным кассиром.


А вот Маргарита Коробейникова 1 июня 1944 года была откомандирована в распоряжение Винницкой железной дороги. Работала на станции с 1952 года: как агент бюро учёта вагонов разъезда 3 км Агрызского отделения, списчик вагонов, кладовщик и оператор техконторы.

Альфира Мусина, ведущий инженер по нормированию и оплате труда станции Агрыз