25 февраля 2020 09:02

25 февраля 2020 09:02

И вышли в передовые

Продолжаем публикацию исторических материалов, посвящённых 115-летию Роспрофжел.
К осени 1922 года главные страшные последствия Первой мировой и Гражданской войн были преодолены. Но и нормальным рабочим режимом называть положение на железных дорогах явно было рано.

Как быть? На трудный вопрос искали ответ съезды профсоюзов железнодорожников: они созывались в ту пору часто, ведь в стране быстро менялась экономическая и политическая ситуация, и этому должна была отвечать общая направленность работы в коллективах: 6-й Всероссийский съезд – в октябре 1922 года, 7-й – в апреле 1924 года, 8-й – в марте 1926 года, 9-й – в мае 1928 года, 10-й – в июле 1931-го.

Профсоюз ответил на требование времени – его предложениями поначалу были: ужесточить режим экономии, бороться с разгильдяйством и хищениями, повышать производительность труда. В конце 20-х годов поставлены были задачи развивать ударничество и соревнование, внедрять передовой опыт, нацеливать профсоюзные организации на решение производственных задач, крепить трудовую дисциплину. Это означало уже выход из кризиса. 10-й съезд отметил: профсоюзные организации вносят в решение задач производства, в развитие движения ударников труда весомый вклад –
дело пошло в нужном направлении.

Место профсоюза в жизни предприятий определилось после 1922 года, когда в СССР был взят курс на строительство социалистического общества: профсоюзам была отведена роль законных представителей коллектива перед работодателем. Заключение колдоговоров подразумевало ответственное отношение к труду с одной стороны, и гарантию заработка, охраны труда, законность – с другой.

Профсоюз занялся решением многих важных проблем. Железнодорожникам не хватало жилья – потребовалось создавать жилко-оперативы. Низок был образовательный уровень – профсоюз в содружестве с управлением Московско-Казанской железной дороги открыл на крупных станциях 35 библиотек, 40 клубов, 30 пунктов ликвидации неграмотности, четыре школы для взрослых и целую сеть начальных школ для детей на маленьких станциях. Важно было отстаивать права работников через суд. И этим занимался профсоюз. Чаще всего приходилсь оспаривать незаконные увольнения. На станции Серёжа был построен первый на железной дороге дом отдыха. В поле зрения попали безработные железнодорожники. Они стали получать от профсоюза бесплатные обеды и материальную помощь, а главное – участие в решении вопроса трудоустройства.
Однако в 20–30-х годах в профсоюзе мог состоять только добросовестный работник. Остальных изгоняли и вместе с профсоюзным билетом лишали тех благ, которые мог получить член профессионального союза: путёвок в дома отдыха и профилактории, возможности бесплатно посещать мероприятия в клубе. Наконец, исключённый из профсоюза больше не мог рассчитывать на то, что ему помогут на работе защищать права. Это заставляло задуматься тех, кто в другой ситуации мог бы и схалтурить.

В 1936 году на базе существовавших в Поволжье линий Московско-Курской, Московско-Казанской, Северной дороги были созданы Горьковская и Казанская магистрали. Сформировались их профсоюзные организации.

Лозунг «Профсоюзы – лицом к производству» подвигнул профкомы больше обращать внимание на ударничество, а позднее –
на соцсоревнование. Профсоюзные работники участвовали в «обсчитывании» обязательств, подведении итогов, пропаганде передового опыта. Такой опыт накопили паровозные депо Вятка-1, Шахунья, Владимир, Горький-Сортировочный. Муром. Здесь машинисты первыми научились водить тяжеловесные для того времени поезда и держать высокую техническую скорость. Профсоюзные организации искали и резервы экономии, роста производительности труда.

Жёстко раскритиковала профсоюзная конференция 1939 года руководство Горьковской дороги, ему было указано на то, что в ряде служб «не замечают» приписок и не в состоянии организовать эффективную работу: всего за одно полугодие было допущено 1,3 млн сверхурочных часов, в результате было перерасходовано свыше миллиона рублей зарплаты. При профкомах были созданы общественные производственные отделы и даже товарищеские производственные суды. Они рассматривали вопросы о приписках в нарядах, о случаях брака, об оскорблениях на рабочем месте, но чаще всего о трудовой дисциплине. В Ундоле профсоюзная рейдовая бригада обнаружила, что в рабочие часы спали дежурный по станции, вагонный мастер и кондуктор грузового поезда, который в результате не отправился вовремя. Скандальный случай получил огласку, и его разбирал товарищеский суд. Он вправе был не только вынести общественное порицание, но и представить виновных к понижению в должности. Общественные инспектора профсоюза следили за распределением спецодежды, расследовали производственные травмы. Контролировалась правильность начисления зарплаты. С помощью профсоюза на местах удалось улучшить медицинское обслуживание железнодорожников, работу клубов и библиотек.

И вот результат: в 1940 году Горьковская и Казанская железные дороги, которые первые годы своего существования числились отстающими, справились с планом. В этом был и значительный вклад профсоюзных организаций двух магистралей.
Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29