18 февраля 2020 04:18

18 февраля 2020 04:18

фото: Вера Гараева

Шесть метров над уровнем рельсов

В жару и стужу, днём и ночью электромонтёры контактной сети на посту

– Без Дедова, как без рук! – простую, ёмкую, но о многом говорящую характеристику даёт своему коллеге машинист автомотрисы ЭЧ-2 Вячеслав Пойманов. – Это вы правильно решили написать о нём.

А почему бы и нет? Получить почётную грамоту начальника Горьковской железной дороги в 26 лет –
неплохое достижение. Значит, хорошо работает, значит, всё правильно делает. Сам Дедов признаёт свои заслуги скромно. И, наверняка, в будущем он получит ещё не одну награду – потенциал есть. Но именно эта почётная грамота станет для него одной из самых главных. Потому что первая.


Сердце замирало

Профессия Виталия Дедова – одна из опасных на железной дороге. Трудится он электромонтёром контактной сети. А его рабочее место находится в шести метрах над уровнем рельсов. Ого, куда забрался! У других голова начинает кружиться, только глянь наверх. А вот подняться на такую высоту и вовсе под силу не каждому. Голова кружилась и у Виталия, когда он только начинал работать в Горьковской дистанции электроснабжения. Но со временем страхи исчезли. Только когда ремонтные работы проходят на мосту через Волгу, сердце замирает, как в первый раз.


Электромонтёр улыбается, воспоминая те дни. Это был первый выезд на участок. Работать предстояло не лейкере – съёмной вышке на колёсах. Её применяют при проведении мелкого ремонта, и необходимости выводить на путь автомотрису нет. А если к участку, на котором идут работы, приближается поезд, то лейкер легко снять с пути. Кстати, его высота – 5,5 метра.

– Помню – стою, а ноги подкашиваются. Сейчас, когда работаешь с новичками, смотришь на них и вспоминаешь себя, – рассказывает Виталий Дедов.


Тогда, в 2012 году, новичком был он сам. Все премудрости перенимал у старожилов предприятия. Учителями в профессии Виталий считает многих своих коллег. Один из них – Борис Ярков, старший электромеханик контактной сети. Именно он буквально за руку водил молодого работника и всё показывал, объяснял, учил.


– Мне повезло, что я застал таких профессионалов. Борис Владимирович проработал на железной дороге больше 40 лет. Его знания – ценнейший капитал, который он вкладывал в нас. Мы с ним до сих пор на постоянной связи. Я могу ему позвонить в любой момент, и он всегда поможет. Очень грамотный специалист, – говорит электромонтёр. – А ещё на своём примере Борис Владимирович показывал нам, как нужно выстраивать взаимоотношения в бригаде. Следить друг за другом – надет ли предохранительный пояс, каска. А если напарник чуть замешкался – обязательно подсказать, помочь советом.


А ещё старший коллега учил, как организовать работу на участке, чтобы не было отклонений, угрожающих безопасности и бесперебойности движения. И не напрасно. Ведь при плане не более 17,5 единицы балловая оценка состояния контактной сети на участке, где работает Дедов, составляет 11,6 единицы.

– Это работа бригады и всего нашего коллектива, – говорит Виталий.


Работа кипит

У энергетиков рабочий день начинается с инструктажа. Подготовка бригады к выезду так же важна, как и сами ремонтные работы. Перед началом необходимо правильно оценить ситуацию: что находится под напряжением, куда нужно завесить заземляющие штанги... А ещё непременный пункт в подготовке к работам – спецодежда. Костюм ЭП4 с защитой от электрической дуги обязательно надевает каждый электромонтёр. Нюансов, которые необходимо учесть, действительно немало. Но не менее важно учитывать и погодные условия. О том, какая будет скорость ветра, предполагается ли дождь, возможны ли перепады температур – всё это может повредить провод и устройства. Поэтому электромонтёрам необходимо быть начеку круглые сутки. Не раз Виталию Дедову и его бригаде приходилось среди ночи ехать «в поля». Молодой человек вспоминает 2018 год, когда устранять обрывы приходилось почти круглосуточно.


– Наш участок – от Нижнего Новгорода до станции Каликино. Это примерно 28 километров. Главная особенность нашего участка – «Волгомост», – говорит Виталий. – Сверху едут машины, а снег из-под колёс летит на контактную сеть. А когда зима начинает проявлять свой характер, то тут уж не до отдыха.


Такая работа! Выдерживали не все. Многие новички, немного поработав, уходили. Это не про Виталия. Он целенаправленно получил профессию техника-электрика. Отучился в железнодорожном техникуме, в ЭЧ-2 проходил практику. А после окончания учёбы и службы в армии уже вернулся сюда работать.

– В своём выборе уверен на все сто, – ответствует электромонтёр.


Точно так же, на все сто, он выполняет свои обязанности. «За период работы зарекомендовал себя инициативным, технически грамотным, квалифицированным специалистом, с высоким чувством ответственности и требованиями к себе. Большое внимание уделяет трудовой и производственной дисциплине, вопросам улучшения условий труда, умело организует работу по выполнению производственных заданий. При выполнении своих должностных обязанностей и в любых нестандартных ситуациях проявляет высокую организованность. В коллективе пользуется заслуженным уважением. Отношения с коллегами строит на основании взаимопонимания, делится с ними своими знаниями и производственным опытом», – всего лишь небольшая выдержка из его производственной характеристики.


Гордится сыном и мама. Она трудится на магистрали уже 24 года и понимает всю ответственность каждой железнодорожной профессии. Особенно такой, как у её сына. От его работы зависит надёжность электроснабжения поездов. И чтобы не задерживать движение электричек, электромонтёрам приходится работать быстро и чётко. При этом действовать нужно грамотно и оперативно, не теряя бдительности. Помощниками в этом выступают опыт и знания.


– Чаще всего мы занимаемся профилактикой. Это осмотры всех узлов, устройств контактной подвески. Из виду нельзя упустить ни одной детали. Поэтому наш главный инструмент – внимательность, – считает Виталий. – Честно? Главное – чтобы все работники возвращались со смены живыми и здоровыми. Никакие производственные показатели не стоят человеческой жизни.

Вера Гараева

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31