07 апреля 2020 09:00

07 апреля 2020 09:00

фото: архив Кирилла Темнова

Das ist grun

В ОАО «РЖД» ежегодно проводится отбор на международные молодёжные программы обмена опытом. Совместно с АО «Германская железная дорога» – это «Молодые профессионалы». Одним из участников зарубежной стажировки стал работник Горьковской магистрали. Он поделился с нами своими впечатлениями от поездки и рассказал, как должна реализовываться «Зелёная стратегия».

2-4.jpgКирилл Темнов, инспектор по охране окружающей среды Центра охраны окружающей среды ГЖД


– Расскажите, как вам удалось попасть в программу и дойти до финала. Какие требования предъявляются к кандидатам?


– Одно из самых главных требований – знание английского языка. Заявка на участие подразумевала рекомендательное письмо от руководителя, эссе о том, в какую страну я хотел бы поехать и почему, а ещё минутный видеоролик, где нужно было рассказать о себе на английском языке. Моим желанием было попасть в Германию, потому что там очень высок уровень экологического самосознания. Вторым этапом стало тестирование по телефону на знание английского. Звонок застал меня в отпуске, однако я быстро собрался, ведь это шанс, который нельзя упускать. И летом я поехал в Москву на очный этап. Нас ждали очень интересные форматы работы: знакомство с коллегами на английском языке, общение с участниками стажировок прошлых лет, тренинги на межкультурные коммуникации, деловой этикет. Завершилось всё трёхминутной самопрезентацией на английском.


Тот опыт и огромный объём информации, который я получил благодаря программе «Молодые профессионалы», стоит всех приложенных усилий. Советую каждому попробовать себя и постараться попасть в программу.


– Как проходила стажировка?


– Её начало было положено в конце 2018 года. Тогда состоялась первая короткая поездка в Германию, на которой мы должны были познакомиться с Deutsche Bahn. Нам рассказывали о структуре концерна, особенностях работы, отличительных культурных чертах страны. Тогда же была первая встреча с организаторами и участниками международной программы другой стороны. А в 2020 году ребята из Германии приезжали к нам. Делегацию встречали в Москве, сопровождали в Санкт-Петербурге, на полигоне Северной железной дороги. После этого, в ноябре, мы снова отправились в Германию уже на десять дней. Организация была поставлена на самом высоком уровне. Мне понравилось, как выстроили работу, строго соблюдая тайминг. Всё происходило чётко по расписанию, никаких сбоев. Программа оказалась очень насыщенная, свободного времени у нас почти не оставалось. На встречах с менеджерами нам презентовали определённое направление деятельности концерна Deutsche Bahn, а затем организовывались экскурсии на предприятия. Отличительной особенностью таких экскурсий была комплексность. То есть нам не только рассказывали об устройствах, инфраструктуре, каких-то технических новинках, но и освещали социальные, культурные вопросы деятельности предприятия и, что было особенно ценно для меня, уделяли внимание организации экологической деятельности.


– Что вы узнали о Deutsche Bahn? Сильно ли различаются ОАО «РЖД» и АО «Германская железная дорога»?


– Российские железные дороги и Deutsche Bahn сравнивать нельзя, поскольку они абсолютно по-разному организованы. К тому же Германия – небольшая страна, и там нет такого огромного территориального разброса, как у нас. Концерн состоит из большого количества отдельных компаний, получается что-то вроде функционального деления. Например, есть компания, в ведении которой находятся грузовые перевозки, пассажирские компании DB Long Distance (дальнего следования), DB Regio (региональные перевозки), S-Bahn (городская электричка), компания, занимающаяся инфраструктурой, и т. д. А путевое хозяйство одно на все виды сообщения.


– Какие профессиональные открытия вы сделали для себя как специалист, занимающийся вопросами экологии?


– В первый же день стажировки мы познакомились с «Зелёной стратегией» Deutsche Bahn. Вопросы природоохранной деятельности в Германии поставлены на самом высоком уровне. Серьёзное отношение к экологическим темам заметно даже по тому, как люди говорят о них. Итак, в Deutsche Bahn реализуется 150 проектов, направленных на защиту окружающей среды. Их лозунг – «Das ist grun» («Это зелёное»). В первую очередь, это проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Немцы пытаются сделать каждое предприятие CO2-нейтральным, чтобы от любых производственных мощностей было как можно меньше выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Существует много проектов, направленных на минимизацию шумового воздействия от подвижного состава, образования отходов. Как пример – использование многоразовой тары. В Deutsche Bahn даже производятся и продаются многоразовые пластиковые стаканчики для кофе, которые, с одной стороны, являются красивым сувениром, а с другой – имеют ещё и важное практическое значение.


– Расскажите о том, что вас больше всего впечатлило из увиденного за время стажировки.


– К югу от Гамбурга располагается одна из крупнейших в Европе сортировочных станций Maschen. Она занимает площадь 280 га и имеет длину 7 км! В работе станции я отметил для себя, что замедлители при прохождении вагонов практически не издают шума. Запомнилось депо для высокоскоростных поездов ICE в Кёльне. Предприятие оснащено по последнему слову техники, здесь множество автоматизированных технологий. Но больше всего поражает то, что оно полностью экологически чистое. Для нагрева воды и освещения там применяют солнечную энергию, депо обогревается геотермальными водами, налажена система оборотного водоснабжения, когда вся вода для технических нужд проходит через очистные сооружения и снова возвращается для повторного использования. Целая совокупность технологий, минимизирующих воздействие промышленного предприятия на окружающую среду.


Также меня впечатлил вокзал города Берлин, построенный к чемпионату мира в 2006 году. Вокзал представляет собой огромный многоярусный комплекс, в котором железнодорожные пути проходят друг под другом на эстакадах, прямо внутри здания. Здесь осуществляется пригородное и внутригородское сообщение, тут же располагается проход в метро. На разных ярусах множество супермаркетов, кафе, бутиков, а по бокам работают офисные блоки. Если ты там впервые, то, несмотря на множество указателей и общую структурированность, теряешься от огромного количества информации.


Отмечу ещё вокзал города Лейпциг, в котором мне запомнился «зелёный островок» – стоянка электромобилей. Каждый прибывший пассажир может заказать здесь экологически чистое такси.


– Отдельного внимания заслуживают дружеские и деловые связи с иностранными коллегами. Удалось ли наладить общение?


– Впечатления от общения с коллегами остались приятные. Никаких трудностей в понимании друг друга, все свободно говорили на английском языке. Если нам было что-то непонятно, спрашивали, и получали ответы. Поразило, как они много знают о своих городах, с удовольствием нам рассказывали об исторических и культурных особенностях. Поэтому даже если в том или ином городе, который мы посещали, не было предусмотрено свободного времени и экскурсий, мы знакомились с местными достопримечательностями благодаря обстоятельным рассказам наших коллег.


– Насколько поездка оказалась для вас полезной?


– Общение с людьми, которые работают в той же отрасли, но немного иначе, расширяет кругозор. Стажировка позволила взглянуть на некоторые профессиональные вопросы под другим углом. Если говорить об экологии, то в Германии я наконец увидел, как должна реализовываться «Зелёная стратегия». Бережное отношение к ресурсам, забота об окружающей среде – эта работа начинается с детских садов. Немцы ушли далеко вперёд, у них это уже на уровне подсознания, но со временем и мы придём к такому экологическому самосознанию.

Беседовала Алёна Зудина