21 ноября 2019 04:36
21 ноября 2019 04:36

Радиолюбитель Дёмин

Наш герой занимается самообразованием всю жизнь

– Вот, это мои владения! – Александр Дёмин открывает дверь своей мастерской в ПЧ и приглашает меня в гости, как самого долгожданного гостя. В свой день рождения (наш визит в ПЧ Арзамас совпал с юбилейной для Александра Юрьевича датой) он при полном параде. Звонки на мобильный – один за другим: коллеги и друзья поздравляют с 60-летием. И искренние слова благодарности именинника в ответ.

Учиться никогда не поздно

Александр Дёмин, наладчик участка диагностики ПЧ Арзамас, работает на Горьковской железной дороге 28 лет. Самым главным в своей работе считает то, чтобы каждая машина была в исправном состоянии, а система дефектоскопных тележек не давала сбоев и не пропускала неисправности пути.


Небольшая мастерская в ПЧ – его вотчина. Именно тут Александр Дёмин занимается творчеством. Да, именно так. Ведь как по-другому можно назвать дело, которому бесконечно предан и отдаёшь своё сердце и душу?


– Если рассуждать о нашей профессии, то главное качество, которое должно быть у наладчика, это ответственность перед собой, перед товарищами, чьё плечо всегда чувствуется рядом, а ещё умение найти выход, казалось бы, из тупиковой ситуации, связанной с ремонтом. Но для этого нужно постоянно обогащать свои знания. На протяжении жизни я всегда учился. В прошлом году дистанционно окончил Саратовский университет по специальности «Компьютерные технологи и системное администрирование». Есть удостоверение реставратора художественных изделий из металла. Занимаюсь историей, очень её люблю. Учиться никогда не поздно! – улыбается Александр Юрьевич.


А ещё наш герой пишет стихи. Интерес к поэзии у Александра Юрьевича родился ещё в школьные годы. С восьмидесятых из-под его пера вышел не один десяток произведений: философские и шуточные стихотворения, любовная и гражданская лирика. Некоторые из них вы уже могли прочесть на страницах нашей газеты. В школьном возрасте Александр Дёмин увлёкся и фотографией.

– Первый мой фотоаппарат – «Чайка», потом была «Смена 8М», вслед за ней появился «Киев», «Зенит» со сменными объективами, – вспоминает Александр Дёмин. – Я ночи напролёт проводил в ванной и занимался проявкой фотоплёнки, распечаткой фотографий.


Даже здесь, на стене в его уютной мастерской, любимое фото «Мой след в истории», на котором отчётливо виден тот самый отпечаток, который оставил Александр Дёмин в усыпанной росой траве, спускаясь с холма.

– Я помню каждую фотографию: когда и где я её сделал, какие эмоции испытывал, – листает снимки Александр Дёмин. – Почему здесь нет лиц? Они тут просто не нужны. Природа сама по себе прекрасна, и ей не нужно чьё-то сопровождение. Вот здесь, к примеру, кому-то бросится в глаза здание церкви, а я вижу здесь в первую очередь веерообразные облака. А вот крест, над которым кружился ястреб, а на кресте сидел ворон. Момент, который запечатлён на каждой фотографии, – один, и больше такого не будет.


Всё сам

Не менее вдохновенно Александр Юрьевич рассказывает о своём увлечении историей. Тут уж его вряд ли получится остановить, да и совсем не хочется. Его рассказами о временах восстания Степана Разина, чьё 15-тысячное войско было разбито, по некоторым данным, около сёл Паново и Юсупово, можно заслушаться.


– Поедемте, я вам экскурсию по Арзамасу проведу! – берёт в руки ключи от автомобиля Александр Дёмин, а я только и успеваю подхватить свой рюкзак. Мы едем по улице Красный Путь – здесь Арзамас-2 плавно переходит в исконно старинный город Арзамас. Поворот на одну из главных артерий города – проспект Ленина… А вот уже и знаменитая Соборная площадь, где сосредоточены главные достопримечательности Арзамаса: Воскресенский собор, Никольский женский монастырь, Церковь Живоносного источника, Церковь Иконы Божией Матери Казанская (крестильная)… Дух захватывает от этой красоты.


– Александр Юрьевич, увлечение историей, фотографией, написание стихов… Как совмещаете в себе художественное с аналитическим? – интересуюсь у своего экскурсовода на обратном пути в ПЧ. Меня всё время удивляли люди, которые понимают в радиоэлектронике. Как можно разобраться в этом обилии элементов? А как можно только взглянуть на плату, пару раз «ткнуть» осциллографом и со словами «а, понятно» взять паяльник в руки и воскресить вроде как почившую любимую игрушку? Ну не волшебство ли это?


– Радиотехникой я тоже в детстве увлёкся. Мои бессонные ночи! Всему учился сам. С 1981 по 1986-й работал в отделе главного метролога на Арзамасском заводе радиодеталей. Там освоил ремонт всей измерительной техники, использующейся на предприятии. В 1986 году с красным дипломом окончил радиотехнический техникум в Горьком. Работал инженером-электроником в Арзамасском электронно-вычислительном центре. В 1991 году пришёл на Горьковскую железную дорогу, сначала – помощником оператора дефектоскопной тележки в ПЧ Арзамас, ну а потом перешёл в наладчики, – рассказывает железнодорожник. Мы уже вернулись в его мастерскую, и её хозяин проводит экскурсию уже здесь. – Для вас здесь, наверное, всё в новинку? Многое тут создавалось моими руками. Когда я только сюда пришёл, был только паяльник 65 Вт с проводами да отвёртка. Сколько лет назад это было…


Постепенно начал обустраиваться. Рабочий стол собрал своими руками. Восстановил осциллограф, который подарили друзья-радиолюбители, обзавёлся тестером, частотомером, тестером для измерения LCR, в чём-то посодействовало руководство дистанции.


– Спасибо за это! Дома у меня тоже оборудована небольшая кладовка-мастерская… Эх, видели бы её – приборы, провода, радиостанции – схватились бы за голову, – продолжает рассказ железнодорожник. – В нашей стране расцвет радиоэлектроники пришёлся на 70–80-е годы. В магазинах мало что было из радиодеталей для творчества радиолюбителей. Приходилось где-то что-то выпаивать из старой аппаратуры, конструктивные элементы – делать самим.

Вот и Александр Юрьевич полностью собирал различные приборы: сам когда-то собирал с нуля осциллограф, сам – частотомер…

– Помню, первый был на микросхемах ещё 155-й серии, в конструкции их было больше 20 штук… Всё это собиралось начиная со схематической разработки и заканчивая конструкцией самого аппарата. Делал радиостанции, выходил на связь с радиолюбителями из Германии, Польши, с Северного Кавказа. В CB-диапазоне удалось даже пообщаться с членами экипажа судна в Баренцевом море, о чём есть запись в его рабочем журнале. Но разговоры были только о технических параметрах передачи, установленной антенны, уровня принимаемого сигнала… Никаких личных бесед – это обусловлено регламентом проведения радиосвязи.


Исключить намагниченность

Неукротимый энтузиазм железнодорожника проявляется и в разработке рацпредложений. Одно из таких – «Электромагнитный демагнитизатор МЭД-1» – было внедрено в конце прошлого года и широко используется на Горьковской железной дороге. На сети дорог имеется очень серьёзная проблема по намагниченности изолированных стыков, которая приводит к таким последствиям, как сбои АЛСН, отказы технических средств, а также предотказные состояния. Для проведения профилактической работы по размагничиванию рельсовых концов Александр Юрьевич разработал устройство. Оно состоит из рамы, установленной на четыре колеса из изолированного пластика, двух П-образных электромагнитов и блока управления. Магниты расположены на шарнирной подвеске, позволяющей легко их поднимать и устанавливать в транспортное положение. На раме для удобства работы расположена бензиномоторная электростанция. Там же имеется клеммное соединение для подключения заземлителя при работе на линии, обеспечивая безопасность проводимых работ. Блок управления представляет собой симисторный регулятор напряжения, который позволяет работать с индуктивной нагрузкой.


После установки устройства на рельсовую плеть необходимо нажать кнопку на блоке управления, после чего происходит плавное нарастание тока (0,5–1,0 сек) на электромагните (от нуля до напряжения сети). Всё это приводит к наиболее благоприятному воздействию на процесс снятия намагниченности. Эффективность процесса размагничивания достигается обработкой участка рельсовой нити как можно с большей протяжённостью от изолированного стыка (в обе стороны). Причём включение электромагнита осуществляется в точках, расположенных по поверхности рельса на расстоянии 50–70 см.


– Все сталкиваются с одной проблемой: стык – это не магнит, это полюсы одного магнита. Чтобы исключить намагниченность стыка, надо полностью размагнитить плеть. Вот я и разработал такое устройство. А вообще я до сих пор считаю себя радиолюбителем.

Вера Гараева

Элемент не найден!