21 ноября 2019 03:28
21 ноября 2019 03:28
фото: Валерий Кузнецов

Движущая сила дороги

Молодые сотрудники учатся работать в команде

Как мы писали в прошлом номере, в Центральном Дворце культуры железнодорожников станции Нижний Новгород-Московский для молодёжи рабочих специальностей прошёл ежегодный коммуникационный тренинг «Молодой профессионал».

В рамках встречи электромонтёры, слесари, путейцы, помощники машинистов и работники других профессий смогли вживую пообщаться с руководством Горьковской железной дороги и задать интересующие их вопросы –
о четырёхдневной рабочей неделе, сокращении персонала, недочётах в работе на местах, ну и, конечно, о карьерном росте. Как без этого, всё-таки в зале молодёжь! А после беседы их ждал игровой тренинг, где они, работая в команде и распределяя роли – кому рабочего, а кому – инженера, попробовали соорудить манипулятор и луноход. Возможно, специалисты центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики, по традиции выступавшие организаторами встречи, полагают, что железнодорожникам и космос по плечу. А что, только ведь дай команду, и скажут: «Поехали»!


Настрой на развитие

В зале Дворца культуры с утра оживление. Молодёжь, занимая места, шумит, делится новостями. Каждый год («Молодой профессионал» проводится на дороге в третий раз) сюда приглашаются всё новые и новые участники, чтобы узнать настрой и «общее самочувствие» компании, её планы на будущее.


– Всех вас объединяет Горьковская железная дорога, даже если вы работаете в функциональных филиалах, – взял слово Александр Тюрников, заместитель начальника ГЖД по кадрам и социальным вопросам. – В настоящий момент рабочая молодёжь – самая многочисленная категория среди всех молодых работников дороги. А это значит, что вы сегодня – важнейшее звено и движущая сила компании!


Зарплаты выше на треть

– Ну, задавайте вопросы! – обращается Александр Тюрников к ребятам.

В зале тишина. Повторный призыв не вызвал оживления. И главный модератор встречи, будучи опытным спикером, нажимает на нужную «кнопку».

– Хорошо, тогда скажите, кого устраивает зарплата?


Судя по пробежавшему по рядам смешку, зрители «проснулись».

– Конечно, самое главное сегодня – это удовлетворённость трудом, – продолжает Александр Тюрников. – ОАО «РЖД» задаёт стратегию развития. Согласно ей, до 2030 года зарплаты железнодорожников будут на 30% выше, чем в среднем по промышленности в стране. Мы этот коэффициент выдерживаем, проигрывая только Пермскому краю и городу Казани.


За минувший год зарплата на дороге была проиндексирована на 5,9%. В первую очередь, чтобы не отставать от инфляции в стране.


Молодёжь смелеет. Пошли вопросы.

– Что будет с ПМС? Говорят об их оптимизации.

– Я сейчас приехал из Казани, там проходит слёт молодёжи Центральной дирекции по ремонту пути, – отвечает Александр Тюрников. – Могу сказать, план по капитальному ремонту пути с каждым годом увеличивается. А это значит, что у Горьковской дирекции по ремонту пути всегда будет работа. Что касается оптимизации, для меня это ново. Лично я не слышал о таком решении.


Явно всколыхнул зал вопрос о грядущем сокращении и работе машиниста в одно лицо.

– Читал в «Гудке» и в новостях слышал, что к 2024 году планируется сокращение помощников, – поднялся с места Павел Вдовенко, помощник машиниста электровоза ТЧэ Юдино. – В ближайшие годы на пути выйдут более совершенные машины, оборудованные новыми приборами безопасности, и машинисты смогут управлять ими в одно лицо, без помощников.


– Должность помощника не исчезнет никогда, – отвечает заместитель Горьковской дирекции тяги по кадрам Дмитрий Суслов. – Машинистами не рождаются, ими становятся. Да, программа такая есть. Но думайте сейчас о том, как стать машинистом. – Есть ли у вас право на управление электровозом? За него ещё есть доплата 5%. Учитесь!


Право у Павла есть, но пока оно, как выяснилось, его не «греет». В перерыве между секциями нам удалось пообщаться, и Павел заверил, что перемены не за горами – уже сейчас машинисты ездят в одно лицо. Хозяйственные составы – поезда вывозного, передаточно-вывозного движения, толкачи уже стали работать в одиночку. На участке Казань – Вековка так ездят и пассажирские поезда. Молодой работник понимает, что нужно повышать квалификацию, и будет учиться, но задаётся справедливым вопросом: «Чтобы обеспечить работой всех «вчерашних» помощников, должен увеличиться и объём перевозок. Вырастет ли он, у всех ли будет работа?»


4-2.jpgДискуссия об этом продолжилась в кулуарах.

Чуть позже Павел Вдовенко поднял ещё один вопрос, который регулярно всплывает то на одном, то на другом совещании, но так и остаётся «подвешенным в воздухе» – полном игнорировании ремонтниками замечаний локомотивных бригад, которые фиксируются в журнале машинистов. Неисправности бывают разные. На этот раз, по словам юдинского помощника машиниста, в их ТЧэ почти на 80% электровозов не работают дворники. В непогоду толком не видно ни светофора, ни переезд, ни людей на путях.


– О какой безопасности движения тут говорить, когда такие проблемы не решают. И кто же наконец займётся этой проблемой? – задаётся вопросом сотрудник.


У кого приоритет на повышение?

Ну и куда же без вопросов о карьерном росте? Хотя чаще они вызывали улыбку и в зале, и в рядах руководства, уж очень торопится молодёжь занять руководящее место.


– Скажите, по какому принципу «повышают»? Окончил железнодорожный техникум, учусь на третьем курсе института, когда мне предложат более перспективную работу? – вопрос из зала.

– На каждого молодого специалиста составляется карьерограмма, оценивается образование, инициатива, – ответил Александр Щеглов, заместитель начальника Горьковской дирекции управления движением по кадрам и социальным вопросам. – Определить, кто в приоритете, помогают специализированные программы, которые оценивают способности претендента по баллам. У кого их больше, у того и приоритет.


Монтёр пути ПЧ Владимир затронул актуальную тему четырёхдневной рабочей недели.

– Кто рассуждает о четырёхдневной рабочей неделе, забывает, что у государства рабочая неделя подсчитана в часах. У нас – 40-часовая. Чтобы рабочий выполнял норму, нужно сначала поменять количество часов и законодательно это изменить. Не беспокойтесь, работаем по-старому. Хотя вам будет любопытно узнать – мы до сих пор работаем больше всех в Европе. У нас самый продолжительный рабочий день – 8 часов, тогда как в Чехии – 6, а в Австрии – 5, – ответил НЗК.


Встреча показала, что молодёжь на дороге читает газеты, пользуется Интернетом, в курсе актуальных проблем отрасли и экономики в целом, беспокоится о безопасности перевозок, мечтает руководить. Словом, сознательные и увлеченные своим делом ребята. А дороге такие и нужны!


Производственный процесс без нарушений

Во второй половине дня уже организаторы задавали участникам свои вопросы. И довольно непростые. В чём заключается роль рабочих в производственном процессе? Почему компании нужны квалифицированные специалисты? Молодёжи было над чем задуматься. Ответы оказались самые разно-образные. Однако все сошлись в одном – роль рабочих действительно значима и даже фундаментальна. Благодаря их профессионализму достигается безопасность движения, высокая производительность труда, отличный результат производственного процесса. Передаётся и ценный практический опыт. Но это была только разминка перед самым интересным и непростым испытанием – строительством модулятора для работы на Луне. Чьё устройство успешнее и быстрее сможет переставить миниатюрный вагончик на пути, тот и станет победителем. После изучения положенных инструкций и распределения ролей четыре команды – «Профессионалы», «Прогресс», «Клуб активных железнодорожников» и «Организация объединённых дирекций» – приступают к работе. Образовавшиеся цеха оживают.


– Не забудьте о клеёнке, когда будете склеивать детали! – напоминает внимательный капитан главному учёному. Его задача – не нарушая субординацию, передать информацию дальше. А чтобы производственный процесс шёл без нарушений, приглашённые эксперты из аппарата РБ и службы охраны труда инспектируют каждую из команд.

– Проверяем в первую очередь соблюдение техники безопасности. Если ребята увлекаются, они начинают совершать ошибки, – отмечает заместитель начальника отдела технического анализа аппарата главного ревизора Дмитрий Шибанов.


И хотя понять участников можно, ведь время на выполнение задания ограничено, безопасность – прежде всего. А вот в цехе по изготовлению захвата манипулятора у «Профессионалов» кажется всё спокойно. Помощник машиниста ТЧэ Агрыз Вадим Саушкин, выступающий в роли учёного, чётко координирует действия своих подчинённых:


– Нужно ещё вот эти детали нарисовать… По времени успеваем, всё хорошо!

Когда дело сделано, можно поделиться впечатлениями.


– Такие мероприятия помогают вырабатывать определённые навыки, например, умение работать в команде, руководить коллективом, – говорит Вадим Саушкин. – Через тренинги мы можем увидеть, какие ошибки допускаем и как их избежать. Этот опыт легко перенести в повседневный трудовой процесс. Сейчас я исполнял роль учёного и возглавлял один из цехов. Мне не было сложно, потому что в прошлом работал главным менеджером в торговой компании и имею представление о том, как управлять коллективом. Нужно сразу поставить перед подчинёнными чёткие задачи, обозначить каждому границы его сферы деятельности и обязанности. Важно получить обратную связь, чтобы корректировать действия. При возможности нужно не только контролировать, но и помогать, участвовать самому. Коллеги это всегда замечают.


В «Клубе активных железнодорожников» своя атмосфера. Капитан – девушка, единственная в своей команде. Каково ей управлять мужчинами?

– Всё идёт гладко, ребята ко мне расположены, и никаких конфликтов нет. Считаю, мы все молодцы! – отмечает кладовщик ПМС-72 Валерия Костоусова. – Я впервые на таком мероприятии, мне очень понравилось. Удалось познакомиться со своими коллегами, найти друзей. Подобные встречи сплачивают. Программа дня очень насыщенная, но усталость не чувствуется. Организация хорошо продумана, есть перерывы, смена деятельности. Сейчас в воздухе витает дух игры, даже азарт. Это позволяет держать интерес.


Ещё бы! В зоне инженерных испытаний четырёх модуляторов от разных производителей собралась толпа. Команда «Прогресс» демонстрирует возможности своего изделия. Раз, два, три – и вагончик оказывается на рельсах. Отлично! Но не у всех получилось справиться без ошибок и санкций. «Профессионалам», к сожалению, не помогла даже улучшенная конструкция модулятора, и как итог – штраф в 180 секунд времени. Хорошо, что у участников был ещё шанс улучшить свои результаты при строительстве другой машины – лунохода.  


Участник команды «Организация объединённых дирекций», набравшей больше всего баллов, электромеханик Горьковской ТР Виктор Софронов рассказывает:


– Техника безопасности на нашем предприятии соблюдается всегда, к этому вопросу отношусь очень строго, поэтому и в игре не возникло сложностей с ножницами или клеем. Наша команда работала слаженно, поэтому с поставленной задачей справилась на «отлично», победили! Отмечу, что здесь собрались только те, кто заинтересован в саморазвитии и профессиональном росте, поэтому нам легко было найти общий язык. В дальнейшем обязательно будем поддерживать связь друг с другом. Спасибо организаторам за эту возможность!


Алёна Зудина, Ольга Шаронова

Элемент не найден!