23 ноября 2019 04:35

23 ноября 2019 04:35

фото: Олег Густов

Надо действовать на опережение

Бесперебойную работу устройств КТСМ обеспечивает Горьковская дистанция сигнализации, централизации и блокировки

Обеспечение безопасности перевозок грузов и пассажиров на железной дороге требует координации многих железнодорожных структур и подразделений. Для этого используется множество автоматических устройств, однако принятие ключевых решений остаётся за человеком. Об этом рассказал Вячеслав Ветюгов, ведущий электроник Горьковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Горьковской дирекции инфраструктуры, получивший в этом году почётный знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

– Вячеслав Владимирович, почему вы выбрали именно эту профессию?


– Вся моя семья накрепко связана с железной дорогой. Отец Владимир Георгиевич и дед Георгий Иванович всю жизнь проработали в дирекции связи и дистанции СЦБ. Поэтому я с детства знал, что хочу тоже стать железнодорожником. К тому же всегда интересовался радиотехникой и электроникой. Поступил в Нижегородский государственный технический университет, окончил его в 1995 году по специальности инженер-электрик и пришёл работать на железную дорогу. Кстати, моя дипломная работа была посвящена исследованию энергоснабжения Горьковской дороги. Так что свой путь я выбрал сразу.


– На каких участках вам пришлось работать?


– Начал работать механиком на Семёновском участке обслуживания устройств КТСМ – комплекса технических средств мониторинга. Несколько лет поработал в службе автоматики и телемеханики в отделе мониторинга, где осуществляется анализ работы устройств КТСМ на всём полигоне дороги. Для моего профессионального развития это был очень важный опыт, который пригодился впоследствии. В 2012 году мне предложили возглавить участок КТСМ ШЧ-3. В моём подчинении оказалось более 30 человек, участок немаленький – от Ильино на западе до Шерстков на северо-востоке и Серёжи на юге. Всего на полигоне участка работают 45 установок КТСМ, при этом трафик на линии напряжённый – всё это огромная ответственность.


– В чём состоят особенности функционирования устройств КТСМ?


– Сегодня на Горьковской железной дороге работает КТСМ-02. Это многофункциональный комплекс технических средств для диагностики ходовых частей железнодорожного подвижного состава. Он является микропроцессорной многофункциональной системой автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава. Комплекс КТСМ-02 состоит из перегонного (постового и напольного оборудования) концентратора информации КИ-6М и АРМ ЛПК – автоматизированного рабочего места оператора, размещённых на станции. Главная задача – дистанционный контроль уровня нагрева букс вагонов, сигнал о таком нагреве в режиме реального времени поступает на пост, где принимается решение о дальнейших действиях. Наша аппаратура диагностирует неисправность, сообщает о ней, дальше дело за человеком. Таким образом обеспечивается безопасность перевозок. К примеру, несколько лет назад устройства КТСМ зафиксировали критическую ситуацию с пассажирским поездом по станции Тарасиха. Поезд был остановлен, беды удалось избежать. Вообще ежемесячно аппаратура на моём участке ответственности выявляет до десяти случаев аварийного нагрева букс.
А это – возможная причина схода. Так что КТСМ приносит большую пользу дороге.


– Как организована работа вашего подразделения?


– Наши сотрудники по графику выезжают на линию для обслуживания всех установок КТСМ на участке. Они производят проверку, настройку, отладку, ремонт и прочие операции. В сферу моей ответственности входит контроль за качеством исполнения работ, анализ состояния оборудования, а также координация действий со службой развития и внедрения технических средств. Коллектив у нас очень дружный и профессиональный, практически каждый специалист имеет высшее образование. Многие прошли обучение на курсах повышения квалификации в Нижегородском филиале СамГУПС. В обязательном порядке проводим техническую учёбу, никто не отлынивает, не воспринимает это как формальность. Ведь от качества нашей работы на самом деле зависят жизни людей, это очень большая ответственность. Чтобы предотвратить возможные риски, мы должны обеспечить бесперебойную работу устройств КТСМ, а для этого всегда надо действовать на опережение. Поэтому во время технической учёбы мы подробно рассматриваем конкретные случаи выхода из строя тех или иных устройств, разбираем причины поломок и способы их предотвращения и оперативного устранения.


– Как изменилась техника за время вашей работы?


– Когда я пришёл на дорогу, использовалась ещё аналоговая аппаратура, в частности, система «Диск». Потом появились устройства КТСМ-01, в 2007–2008 годах была проведена модернизация и на смену пришла нынешняя система КТСМ-02. Это уже цифровая аппаратура с более высоким уровнем надёжности. С её внедрением количество отказов существенно снизилось. Мы проводим постоянную работу по выявлению предотказного состояния узлов и деталей на основе анализа данных, получаемых с датчиков наших комплексов. Количество параметров состояния, предоставляемых аппаратурой для анализа, за эти годы значительно выросло. Выявлять недостатки в работе наших установок помогает вагон-лаборатория, который регулярно курсирует на полигоне дороги.


Уже не за горами внедрение на сети железных дорог нового поколения диагностических комплексов – КТСМ-03. Это современный комплекс, в состав которого войдут новые электронные блоки. Оборудование планируется размещать не в посту (модуле), а в антивандальном шкафу, и контролировать поезда чётного и нечётного направлений. В системе КТСМ-03 планируется применение напольной камеры КНМ-90 с оптикой, имеющей угол ориентации к пути и к горизонту 90 градусов, и современный безинерционный охлаждаемый приёмник ИК излучения. Такое решение даст возможность при контроле букс подвижного состава исключить срабатывание аппаратуры под влиянием прямого и отражённого солнечного излучения и, соответственно, избежать необоснованных остановок поездов. Внедрение новой системы на нашем участке запланировано на следующий год.


Также постоянно совершенствуется программное обеспечение, обрабатывающее данные с устройств КТСМ. Производитель пакета программ АРМ ЦПК ООО «Инфотэкс АТ» из Екатеринбурга внимательно относится к нашим поправкам и предложениям, мы работаем в постоянном взаимодействии. В будущем хотелось бы увеличить функционал программного обеспечения, чтобы получать ещё больше данных о параметрах состояния узлов подвижного состава.

Олег Густов

Элемент не найден!