15 октября 2019 17:30

В гостях у вагоностроителей

Есть в России такое предприятие, продукция которого знакома практически каждому пассажиру

Тверь. Волжский город с богатой историей. Город, который мне нужно было посетить по семейным обстоятельствам. Город, где расположено уникальное предприятие, единственное в своём роде – Тверской вагоностроительный завод.

Как я там оказалась?

Всё понимаю: и расположено предприятие на территории, где проходит Октябрьская железная дорога, и работаю я в газете, которая в первую очередь рассказывает о пульсе Горьковской магистрали, но ведь в душе я уже давно железнодорожник. Поэтому – снимаю трубку, звоню в Тверь, в управление по внешним связям и корпоративным коммуникациям. Мне повезло с первого раза – трубку сразу взяла его начальник, Наталья Николаевна Магеря. В один из дней моего визита в Тверь у неё оказалось немного времени, чтобы лично встретиться со мной, показать цеха предприятия, рассказать о его истории и перспективах. Всё, эта короткая поездка приобретает совсем другое значение. Я своими глазами вижу, где был построен первый в России двухэтажный вагон, а сегодня налажен их серийный выпуск. Напомню, что на полигоне ГЖД двухэтажные составы сегодня курсируют по двум направлениям: Москва – Казань и Москва – Ижевск. Именно здесь выпускались вагоны для легендарного фирменного скорого поезда «Буревестник» Москва – Нижний Новгород (нижегородцы помнят!). В целом же, на сегодняшний день общая доля продукции ОАО «ТВЗ» на рынке пассажирских вагонов превышает 80%, поэтому почти каждый, кто хоть раз путешествовал по железной дороге, знаком с его продукцией. Более того, это предприятие пассажирского вагоностроения – крупнейшее в Европе.


4-2.jpg– Да, общая площадь, которую занимает сегодня завод, – порядка 93 гектаров, – говорит Наталья Николаевна, встречая меня с улыбкой на лице и с каской в руках.

Как потом мне расскажет один из работников предприятия, 93 Га – это территория, превышающая площадь Ватикана более чем в 1,5 раза. И за 10 лет работы на заводе он так и не побывал в каждой части этой огромной территории.

Но сначала – немного об основных этапах становления предприятия, которое буквально на днях отметило 121 год со дня своего рождения.


Начало истории

В 1857 году был издан императорский указ о строительстве первой сети железных дорог протяжённостью 4000 вёрст, в 1866 году правительством были выданы концессии на строительство 26 новых линий. В период 1868–1875 гг. ежегодно вводилось в действие по 1750 км стальных магистралей. Железным дорогам во всевозрастающем объёме требовался подвижной состав. Но единственный в России Санкт-Петербургский Александровский завод, строивший вагоны, паровозы и занимавшийся их ремонтом, не обеспечивал растущие потребности железных дорог в подвижном составе. Поэтому для вновь сооружаемых железных дорог пассажирские вагоны закупали за границей, преимущественно в Германии и Франции. Главным недостатком большинства западных вагонов было отсутствие продольного прохода, двери устанавливались с обеих сторон в боковых стенах вагона напротив каждого купе. Открывались двери наружу и при этом выходили за пределы габарита приближения строений, что при движении было небезопасно. В зимнее время, когда двери открывались, купе сильно охлаждалось. Стены, крыша и пол зарубежного вагона были одинарными, без изолирующих прослоек, отопления не было, не все вагоны были оборудованы тормозами.


В 1892–1896 гг. был принят ряд законодательных положений, по которым железные дороги обязывались приобретать весь подвижной состав, в том числе и пассажирские вагоны, только отечественного производства. Франко-бельгийское акционерное общество «Диль и Бакалан» инициирует создание в Твери Верхневолжского завода железнодорожных материалов. 23 сентября 1896 года тверской голова А.Ф. Карпов и председатель акционерного общества «Диль и Бакалан» Марк Дюрье подписали договор о сдаче в аренду 73 десятин полей за Волгой для строительства завода. Он должен был специализироваться на выпуске железнодорожного подвижного состава в большом номенклатурном диапазоне: от грузовых платформ и вагонов до пассажирских вагонов высшего класса. А 25 августа 1898 года директор завода господин Либке получил свидетельство «на открытие действий завода». Именно этот день и считается днём рождения Тверского вагоностроительного завода. Строился он, что называется, «с иголочки». Лучшие и самые современные станки, мощные паровые агрегаты обеспечивали высокую производительность труда и наивысшее качество выпускаемой продукции. Вместе с французами в Тверь пришло и электричество – паровая машина на силовой станции приводила в действие генераторы постоянного тока.


Уже в 1899 году инспекции казённых железных дорог были представлены первые 13 крытых   9-метровых товарных вагонов грузоподъёмностью 12,5 тонны.


В первые годы наступившего ХХ века ассортимент выпускаемой продукции расширился. На тверском заводе начинается пассажирское вагоностроение. Здесь выпускаются четырехосные спальные вагоны, пассажирские вагоны всех четырёх классов: двухэтажные вагоны для переселенцев, оправляющихся на Дальний Восток, 6-осные 26-метровые салон-вагоны для Великокняжеской семьи, служебные вагоны с салонами и спальными купе, пассажирские вагоны для стран с жарким климатом. В это время завод строил до 300 товарных и до 20 пассажирских вагонов в месяц.


В августе 1915 года Тверской вагоностроительный завод перешёл во владение акционерного общества Русско-Балтийского вагоностроительного завода. В Тверь из Риги было эвакуировано около 3 тысяч недостроенных вагонов. Слияние заводов сыграло положительную роль в техническом оснащении и повышении культуры труда. Выпуск продукции по сравнению с 1900 годом возрос в 7-8 раз.

Елена Минина