15 октября 2019 17:17
фото: Олег Густов

Цифровое будущее магистрали

Новые технологии приходят на железные дороги благодаря корпоративной стратегии развития

Десятки инновационных проектов реализуются на Горьковской железной дороге в рамках стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД». О многих из них шла речь на технико-технологическом совете, посвящённом реализации проекта «Цифровая железная дорога», который состоялся в Центральном дворце культуры железнодорожников.

– Главная задача нашего техсовета – определить и согласовать способы взаимодействия в области отбора, финансирования и внедрения проектов, которые не включены в долгосрочную программу развития, но являются несомненно необходимыми для цифровой трансформации на региональном уровне, – сказал во вступительном слове начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун.


Подробнее о реализации программы цифровой трансформации рассказал начальник службы корпоративной информатизации Дмитрий Камышев. В ОАО «РЖД» разработана стратегия цифровой трансформации. По сути, это стратегия движения основного бизнеса компании, где все внимание сфокусировано на изменении технологических процессов и корпоративной культуры, развитии клиентоориентированности, работы на опережение, а также на обучении цифровым компетенциям и навыкам персонала компании. Цифровая трансформация имеет длинный горизонт планирования (10–15 лет), при этом в первые три года достигаются только 10–15% эффекта. Трансформация направлена не только на использование новых технологий, но и изменение бизнес-процессов и корпоративной культуры. Процессы разработки цифровых решений выстраиваются при постоянной обратной связи и отслеживаемом прогрессе. Программа будет реализована на основе цифровой платформы, которая представляет собой комплекс технических средств информационных систем, предоставляющих цифровые сервисы для участников бизнеса. Это информационная среда, которая включает в себя все бизнес-процессы в цифровом виде и предоставляет сервисные услуги. Примерами таких услуг являются сервисы комплексных перевозок «от двери до двери», мониторинг точного местоположения груза.


На Горьковской дороге успешно прошла тестирование роботизированная платформа ROBIN, осуществляющая пофакторный анализ и автоматически формирующая комплекты справок и отчётов. В результате программный робот ROBIN сэкономил сотни часов рабочего времени сотрудников разных служб дороги. Резко уменьшилось время, требуемое на выполнение технических операций в автоматических системах управления, а также снизился риск ошибок, возникающих из-за пресловутого человеческого фактора. Возможности робота были продемонстрированы на Ассамблее начальников железных дорог, а отчёт по тестированию платформы ROBIN подготовлен для предоставления в ЦКИ.


– К сожалению, специалисты более 50% рабочего времени тратят на формирование справок и составление отчётов, –
заметил Анатолий Лесун. – Роботизированная система сразу снимет вопрос об этом. Я прошу руководителей принять это к сведению.


2-1.jpgО результатах деятельности рабочей группы по проекту «Цифровая железнодорожная станция» рассказал главный инженер Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев. В этой программе участвуют станции Балезино и Зелецино. На сегодняшний день разработан реестр ключевых процессов и технических средств станций, созданы бизнес-модели процессов станций в АСУ БМ в состоянии «как есть» и «как надо» на перспективу до 2025 года, определены модули технических средств и технологий для внедрения на станциях. Примером технологического модуля является автоматизированная система электронного документооборота. Также внедряется система выдачи бланков предупреждений непосредственно дежурному по депо без привлечения дежурного по станции. Сейчас идёт процесс описания и цифровизации всех технологических процессов задействованных станций. На этом этапе возникла проблема отсутствия необходимого числа специалистов-моделировщиков. Предусматривается внедрение автоматизированных систем на пилотных станциях, в том числе комплексов микропроцессорной централизации и устройств автоматического закрепления составов. Это потребует существенных финансовых вложений, но даст эффект кадровой оптимизации и повысит безопасность перевозок.


Создание высокоскоростной технологической сети передачи данных (ВСТСПД) и строительство собственной сети LTE – это приоритетные задачи в работе Нижегородской дирекции связи. Связь стандарта LTE будет применяться на железной дороге на крупных сортировочных станциях, участках высокоскоростного движения поездов в качестве поездной, станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи с использованием передачи данных для работы информационных и управляющих систем, в том числе для организации автоведения и дистанционного управления локомотивом, мобильной видеодиагностики состояния верхнего уровня пути, реализации концепции промышленного интернета для мониторинга и управления объектами инфраструктуры. Технологическая радиосвязь стандарта LTE появится уже в 2021 году на станциях Юдино, Агрыз, Лянгасово, Зелецино, Балезино, а также на скоростном участке Москва – Нижний Новгород. Перспективными телекоммуникационными технологиями для сбора, обработки и передачи телеметрической информации в системах Транспортной Телематики стали технологии радиосвязи с низким потреблением энергии (LPWAN). Применение этой технологии на железной дороге имеет свои особенности и задачи. К таким задачам относятся контроль состояния перевозимых грузов, инфраструктуры и подвижного состава, транспортная безопасность, система ресурсосбережения. На основе анализа транзитных грузопотоков и загрузки пунктов пропуска определены приоритетные объекты транспортной инфраструктуры для реализации энергоэффективной сети дальнего радиуса действия.


Одним из динамично развивающихся направлений цифровой трансформации является инновационная мобильность. Здесь речь прежде всего идёт о создании мобильных рабочих мест. Сотрудники ИВЦ подготовили более 400 мобильных устройств, работающих в единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой, для работников путевого и вагонного хозяйств. Были проведены обучающие занятия, доработано программное обеспечение с учётом замечаний, сделанных в ходе опытной эксплуатации. Так, для вагонников упростился процесс приёмки вагонов после плановых видов работ –
формирование и подписание актов допуска на инфраструктуру. Мобильное устройство позволяет получить информацию о вагоне, ввести данные о результатах осмотра, сформировать и подписать акт допуска, а также отчёт после плановых
ремонтов.


Также сотрудники Нижегородского информационно-вычислительного центра разработали технологию взаимодействия автоматизированной системы управления станции и мобильного рабочего места составителя сортировочной горки. Сортировочный лист выводится на экран мобильного устройства с детализацией по отцепам. Данные о развороте состава в режиме реального времени поступают на станцию, что сокращает потери времени и исключает ошибки. Использование электронной подписи на мобильном рабочем месте также ускоряет производственный процесс. Сегодня этот проект готов к опытной эксплуатации.


Заместитель начальника отделения телекоммуникаций и систем передачи данных
АО «НИИАС» Александр Черников представил перспективный проект системы контроля и управления объектами инфраструктуры железнодорожной станции на базе системы LPWAN на примере станции Владимир. Цель проекта – максимальная автоматизация работы станции, снижение строительных и эксплуатационных расходов и повышение безопасности людей и перевозок путём внедрения средств дистанционного контроля функционирования и управления объектами железнодорожной инфраструктуры. Информация с множества датчиков, установленных на объектах инфраструктуры всех подразделений на территории станции, поступает на информационный управляющий сервер, а затем на компьютер администратора платформы мониторинга объектов. Далее эту информацию получают все причастные диспетчеры из разных служб и хозяйств. Система датчиков способна контролировать, например, намагничивание стыков и температуру рельсов, напряжение в рельсовой плети, уровень давления в модуле сжатия воздуха, температуру масла в трансформаторе и многое другое. Также датчики способны следить за несанкционированным доступом, автоматически регулировать освещение. В подготовке проекта приняли активное участие руководители эксплуатационных служб станции Владимир. Они помогли определить объекты и контролируемые параметры.


– С учётом потребностей дороги и задач, которые стоят перед компанией, считаю, что сегодняшний технико-технологический совет должен определить основные направления в работе дирекций и железнодорожных предприятий на перспективу, – заключил Анатолий Лесун.

Олег Густов