15 октября 2019 17:50

Ревизор – самый честный железнодорожник

Судьба Израиля Сегаля накрепко связана с локомотивным депо Юдино

Этот человек проработал на железной дороге без малого полвека. Был и кочегаром, и машинистом, и ревизором. Воевал с фашистами и восстанавливал страну после войны. Его фото можно увидеть в зале музея трудовой славы Казанского территориального управления. Это Израиль Самуилович Сегаль. В этом году ветерану Великой Отечественной войны и почётному работнику Горьковской железной дороги исполнилось 95 лет.
4-2.jpgИзраиль Сегаль родился 4 июля 1924 года в Казани. В 1936 году семья переехала в Алатырь, где отец вскоре скончался. К началу войны Сегаль с отличием окончил девятый класс. Осенью 41-го школу закрыли, там начал работать госпиталь. А юноша поступил на Алатырский паровозоремонтный завод учеником токаря. Вскоре Сегаль стал токарем третьего разряда, а в марте 1942-го ушёл на фронт. После обучения в Москве, уже старшим сержантом, стал командиром легендарной «Катюши» серии БМ-8. Боевое крещение прошёл в боях под Ельней, потом были Смоленск и Орша, Витебск и Силезия, Кёнигсберг и, наконец, Дрезден. За годы войны погибли два брата Сегаля, а один остался инвалидом на всю жизнь.


– Когда начали освобождать наши советские города, – рассказывает ветеран, – увидели все ужасы фашистской оккупации – почти все здания разрушены, одни руины и остовы, жителей практически не осталось, встречать нас было некому. Эта разруха действовала на нас тогда лучше любой агитации.
За героизм и стойкость в бою Израиль Сегаль был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией».


В 1946 году Сегаль участвовал в восстановлении артиллерийского музея Красной Армии в Ленинграде, а после демобилизации вернулся домой, в Алатырь. Через год он поступил в Алатырский железнодорожный техникум на специальность «Паровозное хозяйство». По окончании учёбы Сегаль был направлен в локомотивное депо Юдино Казанской железной дороги. Поначалу пришлось поработать кочегаром, потом – помощником машиниста. В 1952 году Сегаль уже машинист самого современного на тот момент паровоза серии «Лебедянка». Вскоре руководство депо попросило молодого специалиста поработать в цехе ремонта сначала приёмщиком, а потом и старшим инженером по ремонту паровозов.


В 56-м начался новый этап в трудовой биографии Израиля Самуиловича, ему предложили занять должность ревизора по локомотивному хозяйству Казанской железной дороги. На этом нелёгком посту он проработал целых 28 лет. Без единого взыскания. Участок работы огромный – пять локомотивных депо, четыре подменных пункта. Постоянные выезды на линию и днём и ночью, сопровождение спецпоездов, регулярные технические ревизии, экзамены, горы отчётов и актов.


За годы работы Сегаль получил трое наградных часов от руководства, десятки благодарностей и почётных грамот, но, главное, ревизор всегда чувствовал уважение и доверие со стороны простых машинистов.


– Работа была трудная и не всегда благодарная: ревизор ведь должен наказывать, – говорит Израиль Самуилович. – Но у меня очень быстро получилось познакомиться буквально с каждым машинистом, понять, кто чем живёт. Есть даже такая присказка: ревизор – самый честный железнодорожник. У меня получалось работать честно и не быть равнодушным к людям. Это по-настоящему ценили. Меня даже юдинские хулиганы уважали. Однажды я помог машинисту из Канаша Альберту Долгову устроиться на работу. Потом у него дела пошли в гору, получил квартиру в Йошкар-Оле. Так Альберт мне долгие годы был признателен, мы дружили семьями до самой его смерти. Мне кажется, что в такой должности мало кто смог бы продержаться 28 лет, а главное, простые люди потом вспоминали только добром.


В 84-м Израиль Самуилович вышел на пенсию, но начальник локомотивного депо Казань попросил поработать диспетчером хотя бы недолго. «Недолго» продлилось 14 лет.
Сегодня, в 95 лет, Израиль Сегаль не любит говорить о болезнях. Да, давление, да, пьёт таблетки. Но каждый день делает зарядку, занимается на велотренажёре и, кстати, очень любит читать «Волжскую магистраль».


– На юбилей руководство Татарстана наградило меня медалью «За доблестный труд», – рассказывает Израиль Самуилович. – Приехало множество гостей из разных городов – из Сарапула, Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга. Поздравляли представители родного депо, совета ветеранов. А друзей и коллег, с кем вместе работали, было уже мало. Это очень грустно.


С локомотивным эксплуатационным депо Юдино связана судьба не только самого Израиля Сегаля. Его жена Софья Борисовна долгие годы работала здесь фельд-шером. Дочь Нина прошла путь от техника до заведующей лабораторией, сейчас она смотритель музея депо. Сын Самуил трудился на предприятии инженером технического отдела, даже сноха Татьяна работает там же.
– Настоящая трудовая династия получилась из нашей семьи, можно гордиться! – радуется ветеран. А ведь действительно, гордиться можно и нужно!
Олег Густов