15 октября 2019 16:27

Девять дорог электромонтёра Калашникова

– Вы знаете, какой это человек? Всю жизнь посвятил железной дороге. Обязательно надо с ним встретиться, – рассказывает мне Нина Ромашова, председатель совета ветеранов Горьковской дистанции электроснабжения. Речь идёт о Михаиле Калашникове, почётном железнодорожнике, кавалере ордена Трудового Красного Знамени и нескольких медалей «За трудовую доблесть». Судьба Калашникова тесно связана с электрификацией железных дорог нашей страны.
И вот мы у него в гостях. Нас встречает пожилой, но подтянутый и крепкий человек. Не верится, что ему уже почти 90. Доброжелательный и весёлый, Михаил Иннокентьевич приглашает нас в дом. Он рад рассказать о своей жизни и трудовом пути.

Михаил Иннокентьевич Калашников родился 1 сентября 1929 года в селе Каптырево Красноярского края в небогатой крестьянской семье. Родители воспитали пятерых детей, трудились круглые сутки. Отец Иннокентий Фёдорович всю войну служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. Михаил окончил школу в селе Шушенское с золотой медалью в 1947 году. Было непросто, в школу он ходил пешком, а это 16 километров. Для поступления Калашников выбрал Томский механический институт. Там как раз появилась новая специальность – электрификация железнодорожного транспорта. До поездки в Томск Михаил никогда не видел железной дороги, в поезде ехал первый раз, а выбрал электрификацию потому, что был уверен в перспективах развития этого направления.

Работать Калашников начал в Омской монтажной конторе электромонтёром по монтажу тяговых подстанций. Уже через четыре месяца молодой специалист был назначен бригадиром, а потом и прорабом. За несколько лет вырос до заместителя начальника электромонтажного поезда № 702. За годы работы принимал участие в электрификации на девяти железных дорогах Советского Союза. География просто поражает: Иркутск, Омск, Горький, Куйбышев, Свердловск, Рязань, Владимир, Киров. Чтобы просто перечислить все участки, электрифицированные при участии Михаила Калашникова, потребуется отдельный большой материал. Всего он смонтировал 17 тяговых подстанций. Особенно ветеран гордится электрификацией Северного хода Горьковской железной дороги. С 1961 по 1964 год были проведены работы на огромном участке от Владимира до Балезино.

В 1964 году Калашникову предложили поработать в сфере эксплуатации уже в структуре Министерства путей сообщения. Он был назначен начальником Горьковской дистанции энергоснабжения.
– С одной стороны, мне было просто – мы же сами всё монтировали, всё хозяйство знакомо, – рассказывает ветеран. – А с другой – началась электрификация Южного хода. За тринадцать лет работы в этой должности столько проблем пришлось решить! Оформление документации, работа одновременно с несколькими подрядчиками со всего Союза, координация действий разных служб. Мне всегда по-настоящему везло и с руководителями, и с подчинёнными. Со всеми удавалось найти общий язык, прийти к правильному решению. Моим принципом в работе с коллегами всегда было умение по-человечески попросить, а не жёстко приказывать. Этот принцип отлично работал, приносил результаты. Даже сейчас я могу честно сказать: люди при встрече всегда рады меня видеть.

В 1978 году Михаил Калашников был избран председателем Райпрофсожа Горьковского отделения. А в 1980-м руководители Горьковской магистрали попросили вернуться и пригласили его, как опытного производственника, занять должность начальника службы электрификации. Восьмидесятые – это период окончательной электрификации Горьковской дороги. Были проведены работы на участках от границы со Свердловской дорогой до Канаша и далее в направлении Сергача и Вековки. Все эти работы курировала служба, которую возглавлял Калашников.

Долгие годы напряжённой работы сказались на здоровье заслуженного работника. В 87-м Михаилу Иннокентьевичу пришлось перейти на другую работу. Однако, даже выйдя на пенсию, Калашников продолжал трудиться. Несколько лет заслуженный ветеран работал в скульптурно-оформительной бригаде известного нижегородского зодчего Ивана Лукина.

Сегодня Калашников тоже не сидит на месте. Каждый день он начинает с часовой зарядки и контрастного душа, регулярно самостоятельно ездит на дачу. Не забывает ветеран и о духовной пище – ежедневно много читает, разгадывает сканворды. Он старейший читатель Нижегородской государственной библиотеки имени Ленина.

– Все годы работы на разных должностях я всегда чувствовал свою полезность общему делу, ответственность за результат. Я никого не подводил, и меня не подводили ни товарищи, ни руководители. Я доволен жизнью, честно и много трудился, – делится ветеран. – Хочу пожелать всем железнодорожникам безаварийной работы и, конечно, здоровья и успехов!

Редакция газеты «Волжская магистраль» поздравляет Михаила Калашникова с приближающимся 90-летием. Свой юбилей он отметит 1 сентября. Мы желаем вам, Михаил Иннокентьевич, крепкого здоровья, радости и долгих лет жизни!
Олег Густов