22 сентября 2021 05:37

22 сентября 2021 05:37

фото: Олег Густов

Инновационным развитием нужно управлять

Высокие результаты возможны только в слаженном коллективе

С шестого на третье место поднялась Горьковская железная дорога в сетевом рейтинге инновационного развития.
Об этом, помимо прочего, говорилось на заседании технико-технологического совета, посвящённом взаимодействию структурных подразделений Горьковской железной дороги в процессе управления инновационным развитием.

Перед началом форума начальник Горьковской магистрали Анатолий Лесун и участники совещания осмотрели экспозицию выставки «Год инноваций на Горьковской железной дороге». Партнёры магистрали и железнодорожные предприятия представили проекты и перспективные разработки, предназначенные для внедрения на железной дороге. Шумерлинский завод специализированных автомобилей, входящий в корпорацию «Проект-техника», показал образцы мобильных модулей для работы в полевых условиях, а также колёсную спецтехнику, оснащённую разнообразным навесным оборудованием. Компания «Росэлектроника» представила аппарат биоритмостимуляции «Ритм-полёт», предназначенный для лечения широкого спектра заболеваний. Аппарат также способен повысить работоспособность человека всего за один 20-минутный сеанс. Нижегородская дирекция связи продемонстрировала возможности прибора «ПИРС-18». Это устройство может в автоматическом режиме информировать пассажиров и железнодорожников о приближении поезда при помощи речевых сообщений за пять минут до появления состава.

Горьковская дорога традиционно является пилотным полигоном реализации масштабных проектов. Множество инновационных разработок специалистов нашей дороги легли в основу общесетевых программ развития. ГЖД реализует проекты в области цифровых технологий, работает коммуникационный портал «Навигатор безопасности», сервисный портал работника ОАО «РЖД». Две крупные станции – Балезино и Зелецино – сегодня участвуют в проекте «Цифровая железнодорожная станция». Это комплекс взаимосвязанных технических средств и устройств, обеспечивающих расчёт и выполнение технологических операций обработки вагонов и поездов на станции и путях необщего пользования с минимальным участием человека. Совместно с субъектами Федерации реализуется множество проектов в области организации пассажирских сообщений и работы транспортно-логистических систем. Происходит систематическое внедрение цифровых технологий, усовершенствование технологических процессов на производстве, что позволяет беречь трудовые ресурсы и экономить материальную базу. Железнодорожная отрасль сегодня как никогда нуждается в инновационных решениях, нацеленных на автоматизацию и роботизацию технологических процессов, отметил начальник дороги в своём вступительном слове.

Заместитель начальника центра инновационного развития ОАО «РЖД» Людмила Дюжакова рассказала о формировании новых инструментов системы управления открытыми инновациями. На сети российских железных дорог сегодня создаются региональные инновационные площадки, предусматривающие интеграцию системы коммуникаций со всеми заинтересованными организациями. Такие площадки создают точки притяжения для инновационных проектов, обеспечивают трансфер технологий и отбор востребованных решений. В этом году такие площадки открыты в Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске, в ближайшее время они появятся в Екатеринбурге и Хабаровске. Также продолжает успешно работать на сети «Единое окно инноваций». Оно создано для приёма перспективных предложений, которые могут быть применены в интересах ОАО «РЖД». Система одного окна обеспечивает приём инновационных предложений и их последующее рассмотрение специалистами холдинга. За время работы портала рассмотрено 388 инновационных предложений, в том числе 184 в 2019 году, 76 отобраны для дальнейшей реализации.

Начальник службы технической политики Дмитрий Орлов проанализировал построение системы управления инновационным развитием на уровне Горьковской железной дороги. Система создания инноваций – это комплекс последовательных, взаимосвязанных процессов и структур. Выстраивать стратегию новаторства следует так же, как и любую другую: прежде всего необходимо чётко сформулировать цели. Инновации нужны ради конкретных целей, а не ради процесса. Они должны стать частью процесса стратегического планирования. Для создания системы инновационной деятельности необходимо выстроить структуру, предусматривающую взаимодействие причастных подразделений. Эта структура включает в себя планирование инновационной деятельности, поиск потребностей в инновациях, создание проектного офиса в соответствии с типом инновации, определение потенциального исполнителя, определение пилотного объекта и опытную эксплуатацию, взаимодействие с центром инновационного развития в части ввода в промышленную эксплуатацию. Потребность в инновационном решении должна быть обусловлена необходимостью снижения расходов, увеличением прибыли компании. Необходимо также проанализировать безопасность процессов и применимость новых технологий на практике. В итоге проектный офис формирует инновационную идею на уровне технического задания, центр инновационного развития проводит согласования технического задания на разработку опытных образцов посредством проверки на предмет уникальности разработки и отсутствия аналогичных проектов на других дорогах. Региональные дирекции осуществляют опытную эксплуатацию инновационной разработки, доработку проекта при участии разработчиков и непосредственных владельцев процесса. На завершающем этапе центр инновационного развития согласует с центральными дирекциями внедрение нового решения в промышленную эксплуатацию и взаимодействует с отраслевыми институтами по формированию технического или технологического заключения.

Дмитрий Орлов предложил добавить с 2020 года в перечень ключевых показателей эффективности работы руководителей региональных дирекций и служб показатели, отражающие результаты инновационной деятельности во вверенном хозяйстве, изменить рейтинговую оценку главных инженеров региональных дирекций с включением показателей инновационной деятельности.

И. о. начальника отдела корпоративного управления и реализации стратегии Сергей Жабченко отметил, что если в четвёртом квартале 2018 года Горьковская железная дорога в рейтинге по сети находилась на шестом месте в вопросе инновационного развития, то уже в первом квартале текущего года переместилась на третью позицию. В первом полугодии 2019-го между железной дорогой и внешними инновационными предприятиями заключено 8 соглашений о взаимодействии, в рамках которых прорабатывается реализация проектов, представленных на выставке. Также в работе находится порядка 40 запросов на инновационные решения, сформированные руководителями региональных дирекций и служб, на основе которых формируется база инновационных предложений. В данном вопросе осуществляется тесное сотрудничество с администрациями субъектов Российской Федерации, с ассоциациями промышленников и предпринимателей, с министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и с отраслевыми институтами, в первую очередь, с Самарским государственным университетом путей сообщения.
Первый заместитель начальника Горьковской дирекции инфраструктуры Владимир Бакулин подробно остановился на потребностях дирекции в инновационных решениях. По его словам, решением проблемы контроля состояния бесстыкового пути, а именно температурных напряжений, может стать методика и устройства для контроля и прогнозирования выброса рельсовой плети на основе показаний установленных на рельс датчиков. Известно, что наработки в данном направлении есть у компании НТЦ «Информационные технологии».

Проблему износа рельса и металлических частей стрелочных переводов может решить использование рельсов высшей категории качества, а также применение лубрикантов, которые позволили бы снизить трение и износ. Устранить дефекты рельсов помогут скоростные рельсошлифовальные поезда, а также автоматизация расшифровки лент путеизмерителей и видеофайлов. С появлением видеофиксации возникла необходимость в сетях связи с высокой скоростью передачи информации, ведь сегодня файл проезда по одной дистанции может занимать порядка 100 Гбайт.

В хозяйстве автоматики и телемеханики существует проблема отсутствия точных сведений о расположении напольных устройств объектов инфраструктуры. Решением могло бы стать создание цифровой карты существующих подземных и напольных коммуникаций средств инфраструктуры с координатной привязкой по системе ГЛОНАСС, разработка автоматизированной системы с применением видеофиксации и других средств диагностики на базе передвижных лабораторных комплексов с формированием единой базы данных.

В хозяйстве Э в связи с ненадёжностью существующих на данный момент приборов защиты от скачков напряжения необходимо создание нового поколения приборов защиты многократного действия с возможностью самоблокировки от перегорания и восстановления функции защиты приборов после срабатывания, которые можно было бы проверять и ремонтировать в условиях РТУ дистанций. Это позволит снизить поездо-потери от неисправности технических средств, исключить возгорание оборудования и перегорание приборов, снизить затраты на приобретение приборов защиты для пополнения обменных фондов и аварийных запасов на грозовой период, повысить надёжность защиты.

В вагонном хозяйстве решением для исключения «человеческого фактора» при проведении технического обслуживания может стать создание диагностического комплекса нового поколения, способного выявлять любую неисправность грузового вагона. На сегодняшний день отсутствует единый диагностический комплекс, а также общая база данных показаний всех существующих систем диагностики. Все действующие системы созданы разными разработчиками, что не позволяет пользователю оперативно и из одного источника получать информацию о комплексной оценке исправности всех узлов грузового вагона. Создание единого диагностического комплекса позволит уйти от риска «человеческого фактора» при проведении технического обслуживания подвижного состава с последующим изменением системы технического обслуживания в целом.

В заключительном слове Анатолий Лесун подчеркнул, что работа в сфере инновационного развития должна быть организована системно. За основу такой системы он предложил взять структуру управления инновационным развитием, предложенную в докладе Дмитрия Орлова.
Олег Густов