15 сентября 2019 14:59

В пыли вечных дорог

В Ижевской дистанции инфраструктуры трудится и творит дорожный мастер, бард Александр Кузнецов

Муза приходила со звонкой капелью, врывалась в комнату свежим ветерком, дразнила солнечным зайчиком на потолке. Но оставалась лишь на одно мгновенье, именуемое весной. И только с октябрьскими роскошными дождями и листопадами задерживалась дольше. Её еле уловимые очертания угадывались в лицах прохожих, на страницах пахнущих детством книг. От этого теплело на сердце, руки тянулись к туго натянутым струнам, гитара пела о самом дорогом минором.

За музыканта говорит мелодия

Поэт-песенник Кузнецов долго не записывал рождавшиеся строчки, оставляя их мелодичными или задорными звучаниями в памяти тех, кто слушал. И музыка жила так, вне партитур и нотной грамоты. Зато полная искренности, творческого порыва, души. Весной – весёлая, осенью – печальная. Однако всегда наступает момент, когда и самому лёгкому человеку вдруг захочется остановить, сохранить, провести черту, оставив за собой возможность, хоть и иллюзорную, управлять временем. Так в столе барда появилась тонкая тетрадь со стихами. А мелодия? Мелодия остаётся свободной до сего дня. Она как бы заново рождается из-под струн и клавиш, тронутых длинными, узловатыми пальцами Александра Кузнецова, дорожного мастера Ижевской дистанции инфраструктуры.


Александр приветлив. Александр смотрит прямо в глаза. Александр снисходителен, добр, светел. В те редкие счастливые минуты, когда он берёт в руки гитару, гармошку, баян, непременно возникает песня. Сначала за музыканта говорит мелодия, затем складываются слова. «Три–четыре радостных аккорда или пять грустных – и вот она, бардовская песня». Так говорит сам творец.


Любовь к пению существовала всегда. С детского сада. Сначала это было «От улыбки хмурый день светлей», всё то, что сегодня Кузнецов напевает своим дочерям, позднее – русский рок. Nautilus Pompilius, ДДТ, Сергей Чиграков и даже стихи великого классика Лермонтова, положенные, что уж совсем неожиданно, на блатные аккорды. Ещё в алатырском железнодорожном техникуме, где Александр учился по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», из студентов собралась своеобразная творческая бригада, будущий поэт-песенник был там одним из первых. Директор учебного заведения Александр Владимирович Фёдоров, хоть по должности и строгий, но, как человек особой душевности, любил музыку и спорт. Не только устраивал турниры по волейболу между преподавателями и студентами, но и сам частенько играл с бойкими юношами, не давая им спуску. Конец 90-х, время, когда ансамбли в техникумах редкость, фонограммы – наоборот. И вдруг – феномен! ВИА железнодорожного техникума, где играют и поют сами студенты. Для ансамбля Александр Владимирович лично «выбивал» музыкальные инструменты, обшаркивая пороги школ, заводов и контор, везде, где могли храниться со старых времён барабаны, гитары, баяны. Эти раритетные экземпляры чинили и настраивали сами. Тем ценнее. А ребята были разного уровня: кто-то на танцах в клубе играл, кто-то знал бас-гитару, кто-то занимался вокалом. Александр без опыта, но голосовые данные редкого приятного тенора более чем устроили коллектив. Спустя время уже ни один праздник в техникуме или День города не обходились без выступления ВИА.


Стол, лампа, чертёж

Насколько бывает трудно объять умом богатый внутренний мир иного человека! Особенно когда рядом с художественно-образным бурлит аналитическое, беспристрастное. Дорожный мастер ИЧ Ижевск всегда любил движение. Поезда идут, монотонно гремят колёсными парами о холодный металл, путейцы звонко и в разнобой стучат молотками...


– До второго курса я плохо учился, не очень-то хотел, если честно, – признаётся Александр. – А потом началась слесарная практика, руки сами потянулись к молотку. Нам с пацанами так нравилось замки делать, ещё что-то. И ещё геодезия полюбилась. До сих пор её обожаю. Это всё, что касается земляного полотна: валы, откосы, расчёт кривых участка, насыпей, выемок, канав…


Александр говорит, и на лице его проступает почти мечтательное выражение. Вот она, сила увлечённости! Как будто только вчера безусым мальчишкой страдал, определяя с помощью теодолитов координаты и высоту точек местности. Сегодня у новых студентов уже тахеометры, а вот подготовка у выпускников нынешних лет не такая глубокая. Значит, не зря мучился будущий мастер, а чтобы результативно натаскивать неопытных новичков.


– Градус на транспортире, помните, какой маленький? А через 20 км это уже будет огромная территория. Когда до нас доносили эти знания, мы понимали, зачем пришли учиться, – делится мыслями железнодорожник.


Изыскания, проектирования, инженерная графика… В 2015 году по итогам смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД» рационализаторское предложение дорожного мастера Александра Кузнецова и монтёра пути Владимира Блинова, представлявших Ижевскую дистанцию пути, заняло второе место в номинации «Лучшее техническое решение по улучшению организации работы путевых бригад». На суд жюри было представлено ни много ни мало – 298 технических решений! Станок для шлифовки рельсов выделялся среди конкурентов. Он позволил отказаться от использования тяжёлой электростанции и снизить трудозатраты. О нём даже подробно писали в газете «Волжская магистраль».


– Каждый год что-нибудь придумываю. Недавно собрал тележку для смазки болтов. Много задумок. Почему не делать, если руки есть и голова на плечах. Бог дал дар, нужно его использовать. В противном случае это даже преступление.

Стол, лампа, чертёж – так начинается любая его работа над серьёзным проектом. Недаром Александр получил корочки о высшем профильном образовании. Теперь как дипломированный инженер он ощущает большую ответственность. Как признаётся дорожный мастер, было бы стыдно не применять полученные знания. С такими мыслями Александр Кузнецов трудится, управляя коллективом, состоящим более чем из сорока человек, и творит.


Рождение гимна

Впервые это случилось на практике третьего курса техникума. Бешеный ритм работы путевой машинной станции производил шокирующий эффект на студентов. Так что слова вдруг сами стали выскакивать из сознания: «Я забью костыль кувалдой, затяну потуже болт, чтоб быстрее ехал поезд и вагон-дефектоскоп». Александр поглаживает струны гитары, словно руки возлюбленной. И смущённо улыбается. Простые стихи.


– Пап, разбери эту мелодию, – когда-то мальчишкой просил он отца. Павел Дмитриевич Кузнецов брал в руки гитару:

– Дын-дын-дын-дын-пиу-пиу-блям-блям… Это же так просто! На! Иди.

И Александр шёл, шёл к самостоятельному изучению секретов мастерства.


– У каждого свой уровень, папа играл в профессиональном коллективе, я – для души, – совсем не обижается бард Кузнецов. Наоборот, гордится и отцом, который сегодня поёт в церковном хоре, и младшим братом. Сергей выступает с академическим ансамблем песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, крупнейшим художественным коллективом России. Между прочим, хор ансамбля признан одним из лучших мужских хоров мира. Но и у Александра свои достижения. Дню Победы был посвящён конкурс «Алло, мы ищем таланты», организованный в Ижевском территориальном управлении. Держа за руку восьмилетнюю дочь Машу, Александр вышел на сцену и… победил.

Голос директора Дома культуры железнодорожников на станции Ижевск Владимира Хвана звучит в телефонной трубке тепло и мягко:


– Мы познакомились, когда он только начинал свой трудовой путь на магистрали. Помню, пришёл к нам в ДК, представился. Я спросил: «Вы, наверное, увлечены чем-то?» Оказалось, Саша очень любит гитару, прекрасно поёт, есть тяга к сочинительству. Потом ни один праздничный концерт, посвящённый какой-то значимой дате, творческий конкурс без него не проходили. Я приглашал, он с удовольствием откликался. В фестивале «Лестница успеха» брал первые и призовые места. Сейчас мы встречаемся реже. А жаль, его высокое исполнительское мастерство отмечают и зрители, и жюри.


Именно дружеская беседа с Хваном подтолкнула Александра в 2015 году написать патриотическую балладу, с которой, правда, удалось выступить только в этом году. Ещё раньше, в 2009-м, председатель профкома ПЧ Ижевск Игорь Кузнецов произнёс судьбоносную фразу: «Саш, напиши про путейцев». За одну ночь родился гимн, который хорошо знают работники бывшей дистанции пути. Весёлая простая мелодия неотвязно звучит теперь и в моей голове. Стоит раз услышать – хочется подпевать.


«Путейцы есть сила, опора дорог.

Наш герб – штангенциркуль и молоток.

Забить на работу настал светлый час,

Поведать о жизни нелёгкой у нас.

Живем как все люди, но есть одно «но» –

Работы грязнее нет ни у кого.

В мазуте и пыли от вечных дорог,

Сносивших немало солдатских сапог…»

Алёна Зудина