16 ноября 2019 02:06
16 ноября 2019 02:06

Дворец у первой платформы

Необычному памятнику старины, который находится на вокзале в Нижнем Новгороде, исполнилось 125 лет

Императорский павильон – так называется постройка, расположенная справа (если смотреть с площади) от здания вокзала.

Приезжие, впервые оказавшиеся в Нижнем Новгороде, останавливаются перед ней, понимая, что перед ними настоящий архитектурный шедевр. Уважительно разглядывают мраморную мемориальную доску… Да, всё так: павиль-
он построен знаменитым зодчим, и в стенах здания – совершенно реально – не раз бывал русский царь. И сегодня это памятник культурного наследия.


Путеводители и туристские карты всегда рекомендовали гостям города полюбоваться этой постройкой 90-х годов
ХIХ века. Вот только, к сожалению, долгое время выглядело здание совсем не так, как в ту пору. А каким оно было вначале? Какова его история?

Эти вопросы интересовали не только любознательных туристов. В начале XXI века встал вопрос о реставрации павильона, ведь дорога подписала охранные обязательства.

Конечно, реставрация памятников старины – дело для магистрали, что называется, непрофильное.


– Вопрос этот оказался непростым. И мы обратились в нижегородское научно-исследовательское предприятие «Этнос», – вспоминал Николай Имеряков, который в ту пору возглавлял хозотдел управления дороги. – Его специалисты известны в области своими работами по реставрации памятников истории. Причём они всегда ведут её на строго научной основе. Они начали с поездок в столичные архивы, с поиска документов, проектов, фотографий, описаний. А затем был подготовлен и сам проект реставрации.


Инициаторами постройки павильона в 1886 году были нижегородское купечество и Совет Управления Главного общества Российских железных дорог – частной компании, которой принадлежала линия Москва – Нижний Новгород. Маленький дворец у вокзала для встречи самых почётных гостей – императора, в ту пору ещё Александра III, и членов его семьи. Постройка павильона была разрешена Департаментом железных дорог Министерства путей сообщения 17 мая 1888 года. Судя по документам, на это предполагалось потратить 15 тыс. руб., имея в виду «самую простую конструкцию и отделку». Но работы откладывались, а постройка виделась всё более роскошной и дорогой. В 1889 году в «Ведомость чрезвычайных расходов для усиления провозоспособности дороги в течение пятилетия с 1890 по 1894 год» директор дороги Иван Рерберг заложил на неё по 25 тыс. руб. компании на 1890 и 1891 годы. Было оговорено, что здание будет «с отоплением, вентиляцией и меблировкой, размером в плане 6,50 сажень на 8 сажень». И вскоре его цена выросла уже почти до 58 тыс. руб. с учётом благоустройства территории.


Проект здания и отделки внутренних помещений Императорского павильона утвердило МПС 26 июня 1891 года. Автором стал известный московский архитектор, построивший здание Московской городской думы (в советское время там находился музей В.И. Ленина), Дмитрий Николаевич Чичагов (1835–1894). На архивных чертежах фамилия зодчего отсутствовала, но авторство подтверждается и подписями на ряде документов, и материалами заседания Технического Совета от 12 февраля 1892 года.


По проекту Чичагова, Императорский павильон был построен не в русском стиле, как это собирались делать вначале, а в стиле академической эклектики с элементами барокко и рококо. Здание получило богатые украшения снаружи и внутри. Были запланированы входы с первой платформы у места остановки первого вагона и с площади, где было сделано массивное крыльцо с металлическим навесом и колоннами.


Договор подряда на строительство 28 ноября 1891 года подписал купец из Москвы Михаил Дмитриевич Кутырин. Само строительство предполагалось завершить до 1 августа 1892 года, а отделку – до 15 февраля 1893 года. Но сроки были продлены по форс-мажорным обстоятельствам: в Нижнем Новгороде осенью 1892 года началась эпидемия холеры. В результате к приёму высочайших гостей павильон был готов только в 1894 году. Он имел восемь помещений. В 2005 году были полностью реставрированы два вестибюля, центральный зал с камином, кабинет императора, комната императрицы, туалеты, холопская. Реставрацию по проекту «Этноса» вело предприятие «Практика» под руководством Сергея Забелина.


Центральный зал, где можно было провести заседание, торжественную встречу, переговоры, был украшен резным камином из белого итальянского мрамора и лепниной, которую изготовили в строительной мастерской Кутырина. Сама по себе эта лепнина с позолотой обошлась в 4 тыс. руб. Зал оформили в светлых тонах, обставили мебелью, «крашеной под фарфор в стиле Людовика XVI». Её заказали у одного из лучших московских мастеров Соловьёва на сумму свыше 7 тыс. руб. Интерьеры помещений, мебель и её расположение внутри разрабатывал сам Дмитрий Чичагов. Это постарались воспроизвести реставраторы XXI века. В зале установлен сейчас парадный портрет Николая II работы художника Юрия Васильева.


Слева размещались помещения для свиты, со стенами, оклеенными обоями, и печью. Сейчас это служебные помещения павильона, имеющие современную отделку.


Двери вправо из вестибюля и зала ведут в комнаты, которые отводились царской семье. Эти комнаты реставрированы. Они были отделаны обоями, имели печи с майоликовыми изразцами.


4-2.jpgКабинет императора – это гостиная с огромным обеденным столом посередине. Потолки и стены в большинстве помещений украсили лепными элементами «в стиле Ренессанс, согласно детальным рисункам» архитектора. В комнату был проведён телефон – техническая новинка того времени.

Стены кабинета императрицы были обиты шёлковой материей. Обстановка кабинета Её Величества была выполнена из красного дерева в стиле Людовика XV.


В павильоне была устроена канализация: отдельные ватерклозеты императора, императрицы, для свиты «с наливными ящиками, всеми приборами и проведением фаянсовых труб и отделкой сидений двух клозетов красным деревом и одного клозета ясеневым деревом» стоимостью 800 рублей.


Крышу по боковым фасадам украшал парапет с орнаментированными решётками из оцинкованного железа. Над центром фасада со стороны линии был установлен флагшток, по углам – цинковые вазоны, на фронтонах – гербы Российской Империи.

Императорскую семью роскошный павильон впервые принял 17 июля 1896 года. Самодержец пожаловал на Всероссийскую промышленную и художественную выставку в сопровождении министра финансов Сергея Витте, министра путей сообщения Михаила Хилкова. Его встречали нижегородские чиновники и промышленники во главе с губернатором Николаем Барановым. Царская семья прошла, почти не задержавшись, с перрона на площадь через павильон.


Восхитился ли Николай II постройкой? Заметил ли её хотя бы?

Читаем в его дневнике: «В 9 час. Приехали в Нижний, который предстал во всём величии на обоих берегах Волги. Обычная встреча на станции и почётный караул».

Вновь царя принимали в Императорском павильоне в конце весны 1913 года – последнего для России мирного, перед грядущими великими потрясениями. Отмечалось трёхсотлетие Дома Романовых. И царствующий представитель династии решил проехать по «главной улице России» – по Волге из Костромы, где начинался путь династии Романовых до Нижнего.


Когда их правление бесславно завершилось, новая власть не пожалела того, что в её представлении было связано с Романовыми. Роскошный павильон с апартаментами императора и императрицы стал помещением, где базировалась Красная Гвардия, потом комитет партии большевиков рабочего района Канавино и даже ЧК. Затем здание отошло железной дороге – там находились поликлиника, различные помещения вокзала. В послевоенное время в нём надолго задержались предварительные кассы – под кассовый был приспособлен центральный зал. Легко представить себе, как мало осталось и в интерьере, и во внешнем облике здания от былого дворца.


Его восстановление Горьковская магистраль начала в 90-х годах. Капитальный ремонт воссоздал старую планировку, и павильон стал залом официальных делегаций – по сути вернулся к своему исходному предназначению быть местом встречи почётных гостей города.

Но все прекрасно понимали, что здание лишь напоминает оригинальную постройку ХIХ века. Требовалась настоящая научная реставрация.


Она состоялась. И сегодня, попадая в павильон, оказываешься в другой эпохе. Тщательно воссозданы интерьеры каждой из комнат, в них собраны предметы конца позапрошлого века – такие, которые могли находиться там в первые годы существования павильона. По старинным фотографиям удалось подобрать такую мебель, которая подобна сделанной для здания. Камин перестал быть муляжом – его можно растопить. Комнаты украшают картины и скульптуры, напоминающие те, которые в них были сто лет назад. Восстановлена позолоченная лепнина. Фасад снова – со старинным гербом. Отличием стала мраморная памятная доска, знакомящая с историей здания.


Несколько лет назад дорога с гордостью показывала павильон специалистам по сохранению объектов культурного наследия, которые собирались на встречу в Нижнем Новгороде из разных регионов России и Беларуси.

И как в позапрошлом веке, павильон открывает одну из парадных дверей на перрон, к первому вагону поезда, когда в Нижний Новгород приедет почётный гость. А ещё его почётными гостями становятся лучшие работники дороги: здесь не раз проходили церемонии вручения им наград.

Николай Морохин

Элемент не найден!