25 августа 2019 10:40

Это его депо!

Вся трудовая жизнь Василия Никифоровича Пономарёва связана с железной дорогой

Он встречает меня на пороге дома в посёлке Высокая Гора под Казанью, улыбается, протягивает руку – глаза светлые, весёлые. Родился в далёком 1930 году, проработал на железной дороге 44 года, прошёл путь от помощника машиниста до заместителя начальника локомотивного депо. Мой собеседник – Василий Никифорович Пономарёв, почётный железнодорожник, ветеран труда, кавалер множества медалей и орденов.

3-1.jpgВасилий появился на свет 13 марта 1930 года в деревне Русская Коса Кизнерского района Удмуртии в простой крестьянской семье. Его родители Екатерина Петровна и Никифор Ильич воспитали троих детей, заботились, чтобы все были не только сыты, но и хорошо учились. В 1942-м отец ушёл на фронт, а дети, в том числе и
12-летний Вася, после школы работали в поле и в лесу, чтобы помочь стране одолеть фашистов. «Всем тяжело было, но никто не жаловался. Все работали, не только наша семья. – рассказывает Василий Никифорович. – В 44-м под Варшавой отца тяжело ранили в ногу, долго лечили по госпиталям, домой он вернулся только в 47-м».
В этом же году Василий окончил семилетку и, по настоянию отца, отправился учиться. Он уже знал, что хочет быть только машинистом паровоза, поэтому и поступил в железнодорожное училище № 3 в Агрызе.


Эта мечта появилась у мальчика несколькими годами раньше. В школе он увидел плакат с мчащимся локомотивом. «Смотрю, летит паровоз по виадуку, мощный, красивый. Это был «Феликс Дзержинский» (ФД-31), как я потом узнал. Из кабины выглядывает машинист, смелый, весёлый. Всю жизнь мне перевернул этот плакат, как сейчас перед глазами стоит, больше уже никем не хотел быть – только машинистом».


Через два года, получив диплом об окончании училища, Пономарёв пришёл в локомотивное депо Агрыз устраиваться на работу. По тогдашним правилам выпускник должен был отработать год кочегаром, а уже после такой стажировки начинал работать помощником. Однако ещё во время производственной практики на этом же предприятии Василия заметили машинисты-передовики братья Гусевы. Они порекомендовали руководству сразу зачислить молодого железнодорожника в помощники машиниста на тот самый паровоз из детства – ФД-31-11. Так начался трудовой путь Василия Пономарёва в стенах депо, ставшего для него за долгие годы родным домом.


В локомотивном депо молодой паровозник сразу же зарекомендовал себя как активист и общественник и вскоре был избран секретарём комсомольской организации предприятия. Время шло, и вот в сентябре 1950 года Пономарёв едет за своей мечтой на курсы в школу машинистов тогда ещё Казанской железной дороги в город Муром. Здесь он тоже активно участвует в общественной жизни – будущие машинисты строят и оборудуют каток на близлежащем озере.


Подходит время идти в армию. «Я семь месяцев отучился, и тут повестка. Как же я уйду? Ведь всё забуду, пока служу? Попросил начальника школы Мурзакова о возможности сдать все экзамены экстерном. Он договорился. Я подготовился за несколько дней и сдал. В армию ушёл с чистой совестью». Будущих машинистов обычно призывали в железнодорожные войска, но тут появился шанс служить в элитных воздушно-десантных. Пономарёв прошёл медицинскую комиссию и отправился служить в Новоград-Волынский Житомирской области. Три с половиной года он с честью носил голубой берет, дослужился до старшины роты, совершил 36 прыжков с парашютом, но остаться в армии насовсем отказался. Мечта звала домой.


С ноября 54-го Василий снова трудится в родном депо. Несмотря на корочки машиниста, пришлось почти два года проработать помощником, «обкататься» как следует. Мечта детства стала явью только в сентябре 1956-го.


Жизнь набирала ход. Пономарёв регулярно повышал классность: к 1969 году он уже машинист первого класса, лучший из лучших! В 58-м происходит переход с паровозов на тепловозы, Василий опять впереди – он осваивает и обкатывает новую технику, обучает товарищей, становится машинистом-инструктором. «Вот тут жизнь пошла интересная. Инструктор, если он добросовестный, много пользы может принести товарищам-машинистам, научить, подсказать, посоветовать. Техника вся новая – тепловозы ТЭ3, 2ТЭ10Л, потом ТЭП10 появились пассажирские. Интересно – сам учишься и других учишь, обкатываешь».


Менялась и личная жизнь. Василий Никифорович встретил будущую жену – Назию Закировну. Она училась в Агрызе на врача. Поженились, родились дети – дочь Римма и сын Рафаэль. От предприятия молодым супругам дали однокомнатную квартиру. «Хорошо жилось – на работу, как на праздник, всегда шёл с песнями, и домой – как на крыльях», – рассказывает ветеран. Работа была – никакого хобби не надо.

В 1977 году Василию Пономарёву предложили возглавить отдел кадров родного предприятия. Уже тогда его знали и ценили руководители магистрали. Столько грамот и почётных знаков – не у каждого!

Новая должность – новая ответственность. Василий Никифорович создал в локомотивном депо, как сейчас принято говорить, полноценный кадровый резерв. Везде не хватало машинистов, а в Агрызе кадрового голода не было и в помине. Пономарёв сам мотался по школам, техникумам, регулярно посещал военные части, где беседовал с будущими дембелями – уговаривал, агитировал, заманивал в своё депо. А ведь были ещё почти ежедневные совещания, селекторы, их никто не отменит. Ветеран вспоминает, как ему поручили регулярную проверку маневровых локомотивов, но не в Агрызе, а на станции Сайгатка. И ничего, успевал и проверять, и отчитываться перед начальством.


В июле 1986 года Пономарёв вышел на пенсию по выслуге лет, получил Орден Дружбы народов, звание ветерана труда. Казалось бы, отдыхай и радуйся! Но уже через несколько дней Василий Никифорович снова прошёл медкомиссию и приступил к работе в новой должности – машиниста маневрового тепловоза ЧМЭ3, причём без помощника – в одно лицо, как говорят железнодорожники. За год до этого Пономарёв организовал в своём депо первый совет ветеранов, который впоследствии возглавлял два десятилетия. Структура создавалась практически с нуля, работы долгое время было невпроворот.


В 1993 году Василий Никифорович почувствовал на себе веяния новых времён. С работы машинистом маневрового тепловоза пришлось уйти. В 95-м после долгой болезни умерла любимая жена. Но Василий Пономарёв не сдался. Активно работал в совете ветеранов, был депутатом городского совета Агрыза, председателем садоводческого товарищества, помог написать и издать книгу о родном депо – «Агрыз. Локомотивное депо и его люди». В 2001 году Пономарёв получил звание почётного железнодорожника.


Сейчас Василий Пономарёв, почётный гражданин Агрыза, уже два года живёт у сына, в посёлке рядом с Казанью. Двое внуков, четверо правнуков. Вот только здоровье подводит – два инфаркта и инсульт. Жалуется, что быстро устаёт и не может писать. Рассматриваю пиджак с наградами. Он его только в конце нашего разговора согласился надеть. Каких наград здесь только нет! Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медаль «Ветеран труда», Орден Дружбы народов, множество железнодорожных знаков, в том числе «1 000 000 км безаварийной езды» и «Отличный паровозник», и даже значок «Парашютист-отличник». «Вы замечательную жизнь прожили», – говорю ветерану на прощание. «Я ещё не прожил, – смеётся Василий Никифорович. – Вот скоро столетие моего депо. Поеду. Зовут – как не поехать!»

«А ведь это действительно ЕГО депо!» – думаю я.

Олег Густов