25 августа 2019 10:34
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Фото из архива ДРП

И минус одна платформа

Серьёзный экономический эффект дал проект бережливого производства, тиражированный в Путевой машинной станции № 31

Уже не первый раз газета «Волжская магистраль» сталкивается с ситуацией, когда найти отправную точку проекта бережливого производства, начало начал, не так уж просто. А может быть, даже невозможно. Так случилось и с проектом, паспорт которого передали на днях журналистам для подготовки очередной публикации рубрики «Под знаком качества». Название его – «Оптимизация технологического процесса перетяжки пакетов с рельсошпальной решёткой (РШР) после модернизации стяжной платформы».
Новшество это уже прижилось и получило высокую оценку в ПМС-31 (Путевая машинная станция Лянгасово). Журналистская работа шла по накатанной колее. Несколько звонков в ПМС. Детальный, подробный разговор со специалистами на интересующую нас тему, во время которого узнаём: это разработка не лянгасовцев, они получили задание тиражировать у себя проект своих коллег из ПМС-215.

Так что следующий звонок был уже в Янаул, где работники путевой машинной станции также сообщили: да, с интересом работали над проектом, от него получен значительный экономический эффект. Однако и здесь не признались в авторстве.

– Когда взялись за решение проблемы оптимизации процесса перетяжки пакетов, начали искать информацию по этой теме. И в программе АСУ СПМ нашли сведения о методе, разработанном на Дальневосточной дороге, в ПМС-219. Идея показалась заслуживающей внимания, взялись за её реализацию с учётом своих, местных, условий.

Напомним, что программа АСУ СПМ – это инструмент, который ОАО «РЖД» использует для ведения и мониторинга проектной деятельности, организации обмена опытом в этой сфере, централизации данных, тиражирования проектов. Внедрена она ещё в 2012–2013 годах в рамках программы проектов «Бережливое производство». Сейчас в системе более 10 тыс. активных пользователей и свыше 14 тыс. про-
ектов. Количество предприятий, подключённых к системе, превышает 2 тыс. Так что информация об идеях, реализованных в разных структурных подразделениях компании «РЖД», в системе обширнейшая.

Ну а мы, журналисты, в своём поиске использовали доступные нам репортёрские способы и методы – изучили публикации в газете «Дальневосточная магистраль». Не может быть, чтобы о проекте, получившем такой резонанс, здесь не писали. Так и есть. В одном из номеров находим нужную нам статью, но… снова сталкиваемся с выражением «тиражируемый проект».  
Впрочем, кто бы ни был его автором, кто бы ни дал жизнь этому проекту, он живёт. Так что и комментарии к нему мы получили в «конечном» (пока!) пункте, в ПМС-31 Лянгасово.

Итак, перетяжка пакетов РШР – это необходимая технологическая операция при укладке или разборке железнодорожного пути. К месту работ звенья доставляются на платформах с унифицированным съёмным оборудованием (УСО), включённых в состав путеукладочного поезда. УСО представляет собой роликовый транспортёр и надёжную систему крепления для пакетов звеньев рельсошпальной решётки. Такие платформы доставляют решётку к месту укладки и обеспечивают подачу звеньев к крану. Но связующим звеном между ними является моторная дизельная платформа (МПД), с помощью которой пакеты и перетягивают, перемещают непосредственно к укладочному крану.

Для этой операции характерна цикличность: повторяется она несколько раз, по количеству платформ УСО, включённых в состав укладочного поезда. «Уходит» в работу к укладочному крану по МПД один пакет – его место занимает следующий, который будет ожидать своей очереди.
Всё, казалось бы, продумано до мелочей. Технология отработана. Однако…

– Перетяжка по времени отстаёт от съёма рельсошпальной решётки краном, – поясняет нам технолог ПМС-31 Юрий Гарюгин. – По этой причине замедляются работы по разборке или укладке пути. Кран уже готов снимать следующий пакет, а тот ещё не «подошёл». Особенно тяжело перетягивать пакеты в кривых участках. Картирование и анализ процесса, а также опыт коллег подсказывали: технологию можно усовершенствовать, если отказаться от использования моторной дизельной платформы.

Функции её решено возложить на укладочный кран: на его платформе, как и на МПД, есть лебёдка. Некоторые конструктивные особенности УК не позволяют применять его для перетяжки. Нужно какое-то усовершенствование, приспособление, которое позволило бы выполнять эту операцию. А именно – обводной ролик, который в ПМС-31 изготовили своими силами. Установили его на платформу крана, присоединили трос – и всё, платформа МПД в этом процессе уже не нужна. Разумеется, потребовался пересмотр технологической документации. Новую технологию изучили с работниками. Подсчитали экономический эффект: овчинка стоит выделки.

Полученный эффект лянгасовцы поясняют на примере погрузки двух пакетов снятой рельсошпальной решётки с перетяжкой их для транспортировки. Раньше этот процесс занимал 2700 секунд, сейчас – 1980. Из работы исключена платформа МПД, высвободился один машинист. А это означает экономию фонда оплаты труда и топлива. И людей, и технику можно использовать более эффективно, на других работах.

Общий экономический эффект подсчитали с учётом плановых объёмов капитального ремонта. По ПМС-31 Лянгсово он составил 242 тыс. руб.
В целом проект направлен на повышение производительности труда, сокращение трудозатрат, увеличение выработки при укладке решётки. В настоящий момент технология применяется на постоянной основе.
Марина Галкина