21 октября 2019 12:56
21 октября 2019 12:56
Специальный проект 'Под знаком качества'

Транзит растёт – поезда удлиняются

Эффективная организация перевозочного процесса и освоение растущего объёма контейнерных перевозок – цели проекта

«Организация обслуживания объединённых длинносоставных контейнерных поездов (более 100 условных вагонов) на участке Дружинино – Вековка». Такой проект бережливого производства успешно реализуется на полигоне Горьковской железной дороги.

Его куратором выступает Александр Лапшин, заместитель начальника ГЖД по территориальному управлению, а в рабочую группу входят ведущие специалисты различных служб и подразделений: Марсель Журавлёв –
ведущий технолог Ижевской технологической службы ГЖД, Олег Бадан – начальник отдела эксплуатации локомотивов и организации работы локомотивных бригад Горьковской дирекции тяги, Александр Родионов – начальник сектора организации и оплаты труда эксплуатационного депо Агрыз, Александр Фролов – ведущий технолог технологической службы ГЖД, Дмитрий Силантьев – первый заместитель начальника Горьковской дирекции управления движением.


Надо отметить, что российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок в I квартале 2019 года продолжает демонстрировать устойчивый рост. Объёмы контейнерных перевозок выросли на 15,4% к прошлому году и составили
1159 тыс. ДФЭ. Основным фактором роста стали международные перевозки, которые поднялись на 18,6% по всем сегментам. Объём внутренних перевозок увеличился на 11,2% на фоне продолжающегося роста контейнеризации рынка железнодорожных грузоперевозок.


Новая технология была разработана в целях эффективной организации перевозочного процесса и выполнения плана перевозок пропуска объединённых длинносоставных контейнерных поездов на участке Дружинино – Вековка. Проект бережливого производства определяет порядок разработки графика движения поездов, сменно-суточного планирования, реализации и контроля выполнения планов, формирования и расформирования поездов, подвязки локомотивов и локомотивных бригад на станциях выполнения технических операций с поездами, работы по техническому обслуживанию и коммерческому осмотру поездов.


При планировании формирования объединённого длинносоставного контейнерного поезда необходимо учитывать попутность следования и пункты передачи с дороги на дорогу. В целях повышения маршрутной скорости следования контейнерных поездов, а также для минимизации смены локомотивов, в том числе исключения разменов на станциях перелома массы, не следует формировать объединённый контейнерный поезд в нечётном направлении – более 5100 тонн, в чётном направлении – более 5000 тонн.


Контейнерный поезд формируется на опорных станциях путём объединения двух контейнерных поездов установленной длины (57–71 у. в.) в один поезд с постановкой одного локомотива в голову поезда. Перечень станций формирования и расформирования объединённых длинносоставных контейнерных поездов приведён в таблице.


Для реализации данного проекта бережливого производства порядок работы с объединёнными длинносоставными контейнерными поездами на технических станциях полигона приведён во всех местных инструкциях и технологических процессах. График движения поездов должен обеспечивать: пропуск контейнерных поездов по твёрдым ниткам графика с фиксированным временем прибытия и отправления на технические станции и междорожные стыковые пункты, организацию работы локомотивов и локомотивных бригад на удлинённых плечах обслуживания, минимизацию стоянок на технических станциях с максимальным выполнением всего комплекса технических операций.


Главным принципом тягового обслуживания объединённых контейнерных поездов является увеличение плеч работы локомотивов и локомотивных бригад, минимизация стоянок для их смены. Минимальное количество стоянок на технических станциях позволит снизить эксплуатационные потери из-за отсутствия на станциях приёмоотправочных путей необходимой длины.


Эффективная организация перевозочного процесса и освоение растущего объёма контейнерных перевозок – вот основные цели, которые преследует реализация данного проекта бережливого производства. Более того, достигается ощутимый экономический эффект за счёт снижения расхода электрической энергии на обслуживание контейнерных поездов на участке Вековка – Дружинино. За счёт реализации данного проекта происходит значительная экономия электроэнергии на тягу Горьковской дирекции тяги. Для этого были пересмотрены технологические процессы работы станций Дружинино, Агрыз, Канаш, Вековка. Чистый экономический эффект составил более 4,1 млн руб.


В настоящее время, с освоением всё более совершенных технологий, в перспективе на полигоне Горьковской железной дороги можно будет увидеть и двухэтажные контейнерные поезда. Например, в Китае такой тип перевозки груза уже применяется. В ОАО «РЖД» также прорабатываются возможности запуска двухэтажных контейнерных поездов. Бесспорно, подобные технологии значительно увеличат пропускную способность Российских железных дорог.

Елена Минина

Элемент не найден!