21 сентября 2019 12:46

Без паяльника и кабелей

Новое микропроцессорное оборудование, поступающее в Горьковскую дирекцию тягового подвижного состава, постепенно заменит устаревшую релейную технику.

2-3.jpgНикита Филиппенко, начальник центра по ремонту и обслуживанию локомотивных устройств безопасности Горьковской ТР


Современная техника, как правило, имеет такую структуру: микросхема – процессор-блок. Все составляющие этой схемы взаимозаменяемы и не требуют глубокого мониторинга на предмет определения места и вида неисправности.


– Никита Игоревич, в чём принципиальное отличие микропроцессорной техники от релейной? Какие преимущества заключены в новых устройствах ремонта и обслуживания локомотивных приборов безопасности?


– Релейная техника устарела как морально, так и по сроку службы. У неё были свои достоинства и недостатки. Представим себе старый добрый ламповый телевизор прошлого века. Его ремонт был простым, потому что, если в схеме сгорала одна лампа, она менялась на другую того же номинала. Сравним с новой микропроцессорной техникой и обнаружим сходство, но на новом технологическом витке. Выходит из строя микросхема – она меняется на аналог, но как?


Вот здесь и кроется коренное отличие. Чтобы найти неисправное реле, необходима распайка схемы, либо «прозвон» кабеля на предмет его целостности. Это очень долго, а сам факт проверки кабеля уже вводит в зону повышенного риска. Качество пайки тоже зависит во многом от человеческого фактора. Не говоря о том, что процесс пайки далеко не безвредный с точки зрения экологической и для самого работника.


– Какое новое оборудование поступает в дирекцию?


– Техника направляется на ПТОЛ и головные производственные участки ТР при сервисных локомотивных депо. С нетерпением ожидаем локомотивные приборы безопасности БЛОК. Это в буквальном смысле «три в одном»: ТСКБМ, САУТ и КЛУБ в одной конструкции. Сразу поясню: так технически надёжней. Не менее важна технология взаимодействия с поставщиками, например, в гарантийных случаях. Так, ТСКБМ, КЛУБ и САУТ – продукция от разных производителей. Каждый из них несёт ответственность только за свою продукцию. Зато нам зачастую приходится сводить концы с концами в единое целое технологию трёх поставщиков. А это потерянное время, занятые на переписке люди, отвлечение персонала от более производительных видов деятельности.


С БЛОКом эти проблемы были бы сняты и забыты. В дирекции уже ждали поступления в ТЧэ Агрыз новых тепловозов 2ТЭ25км, оборудованных БЛОКом. Но этим ожиданиям пока не суждено сбыться. Тепловозы прибыли экипированные стандартным комплектом приборов безопасности локомотивов.


Продолжаем внедрение микропроцессорного дешифратора ДСКВ-М на электровозы серии ВЛ80с. Новым устройством оборудовано уже 250 конструкционных тяговых единиц в ТЧэ Красноуфимск и Лянгасово. Единственной сложностью при внедрении был выбор единого программного обеспечения. Зато какие ценные преимущества дало единое программное обеспечение! Так, снизились случаи отказов МПЦ дешифраторов ДСКВ-М по причине нестабильного электропитания, а значит, и сократились случаи отцепок и пересылок неисправных локомотивов в основные депо. Только на уходе от складирования и содержания блоков, ставших ненужными, чистая годовая экономия эксплуатационных расходов составила 1,4 млн руб.


В качестве рабочего момента можно выделить поэтапную замену давно устаревших ленточных скоростемеров на современные МПЦ КПД, что означает – комплекс регистрации параметров движения.


– Есть ли стендовое оборудование, позволяющее провести качественную ревизию и ремонт локомотивных приборов безопасности, которые пойдут под замену, но пока ещё находятся в эксплуатации?


– Дирекция располагает стендом ПК КОД 2.0 стоимостью 2,700 млн руб. Он осуществляет проверку исправности локомотивного прибора безопасности АЛСН в автоматическом режиме без участия какого-либо персонала. Ремонтникам достаточно установить один из трёх блоков на контактно-пружинную площадку. Далее оборудование считает все электротехнические параметры АЛСН самостоятельно и «сделает выводы» о его состоянии.

Беседовал Леонид Акопов