19 февраля 2020 04:36

19 февраля 2020 04:36

Подвиг муромского слесаря

Отвага и нестандартное решение помогли роте Семёна Шилова прорвать вражескую оборону в Литве.

3.jpgОктябрьские дни в Прибалтике коротки и промозг-лы. Таким было и 5 октября 1944 года, когда советские войска теснили здесь врага. Днём они форсировали реку Венту. Немцы отходили на предварительно укреплённые позиции, переправлялись на западный крутой берег реки Вирвичай. Пехотинцы, рота лейтенанта Шилова, на машинах преследовали противника. Но здесь были вынуждены остановиться, встретив сильный пулемётный и артиллерийский огонь. Казалось, наступление остановилось. Немцы ещё отступали к своему укреплённому рубежу, но понимали, что их ждёт передышка.


Остановить наступление значило оказаться под плотным вражеским огнём. И Шилов отдал неожиданный приказ. Вместе со своими бойцами он бросился в холодную воду реки. Рота догоняла, опережала отступающих немцев. Вражеские пулемёты с берега перестали бить, ведь они стреляли бы по своим. Фашистам не дали опомниться и буквально у них «на плечах» ворвались во вражеские укрепления.

В панике немцы покидали окопы, бежали. Рота Шилова продолжила преследовать врага. Потом оказалось: ему не просто не дали остановиться на подготовленном рубеже – получилось захватить большой плацдарм на западном берегу, с которого начала дальнейшее наступление танковая бригада. Рота во время атаки уничтожила свыше 70 врагов. Трофеями стали восемь исправных бронетранспортёров, самоходное орудие «Артштурм», четыре станковых пулемёта.


Отважный командир роты, которому спустя почти полгода, 24 марта 1945 года, было присвоено за тот бой звание Героя Советского Союза, был слесарем, работавшим на Московско-Казанской железной дороге.

Барельеф Семёна Шилова – на аллее Славы в городском парке Мурома. Но родился он в 1910 году в соседнем Меленковском районе, в деревне Кошкинка, которая сейчас называется Лужки.


В 20-х годах многие крестьяне поехали искать счастье в города. Вот и семья Шиловых перебралась в Муром, где Семён окончил семь классов школы и стал слесарем в паровозоремонтных мастерских. Сейчас это ОАО «Муромтепловоз». А в те годы предприятие относилось к Московско-Казанской железной дороге. Кстати, из биографии Шилова известно, что в 20-х годах его на некоторое время переводили работать на другой узел дороги – в Красноуфимск. Но больше ничего о железнодорожном прошлом Героя, к сожалению, рассказать сейчас невозможно.


В Красной Армии Шилов служил в 1932–1934 годах. Затем, некоторое время поработав на Челябинском тракторном заводе, вернулся в Муром на родное предприятие, которое в 30-х годах именовалось заводом имени Дзержинского. Но началась война.
В апреле 1942 года Семён Шилов был снова призван в армию. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 2-м Прибалтийском фронтах. Сталинградская битва, затем штурм немецкой укреплённой линии на реке Миус, форсирование Днепра, освобождение Крыма.


По его фронтовой биографии можно изучать историю важнейших событий войны. Семён Шилов был трижды ранен, имел контузию. Окончив Рязанское военное пехотное училище летом 1944 года и получив звание лейтенанта, он командовал взводом и отличился при освобождении Литвы.


10 августа 1944 года во время атаки был ранен командир роты. В критическую минуту боя Шилов взял командование на себя и повёл в атаку бойцов. Началась рукопашная схватка во вражеских окопах. Противник бежал. На поле боя осталось больше пятидесяти убитых фашистов. А Шилов с этого момента стал командиром роты.


В Муром он вернулся Героем Советского Союза, на его кителе были ордена Ленина, Отечественной войны II степени и два ордена Красной Звезды.


Но китель этот Семён Шилов повесил в шкаф и не доставал оттуда. Работать он пошёл на льнофабрику имени Войкова на должность слесаря. Люди, которые помнили Шилова, рассказывали: у него на работе почти никто не знал, что рядом с ними Герой Советского Союза. Он не надевал наград даже по праздникам, не встречался со школьниками, ничего не просил для себя. А наверное, стоило, и не отказали бы: его семья из пяти человек жила в одной комнате коммунальной квартиры.


В 1967 году Семёна Шилова не стало.

Сегодня его имя окружено почётом у муромских тепловозостроителей. Но с таким же правом этого отважного и скромного человека своим может считать и Горьковская магистраль.

Николай Морохин

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31