27 февраля 2020 08:35

27 февраля 2020 08:35

фото: Николай Морохин

Герои в едином строю

Подводим итоги поисковой работы, которая длилась восемь лет

Страна должна знать своих героев. Это расхожая фраза. И вопрос «почему» здесь совершенно неуместен. По той же самой причине, по которой нам требуется знать свою историю, уважать свой язык, не разрушать памятники.

Точно также своих героев должны знать каждый город, каждое предприятие. Иначе просто прервётся традиция, которая поддерживает нашу жизнь.


Так случилось, что дорога потеряла своих Героев. Сегодня об этом можно говорить именно так. А как иначе, если первая весомая книга об её истории «Стальная магистраль Нечерноземья» (1983), подготовленная большим коллективом авторов, назвала имена всего трёх Героев Советского Союза? В музее боевой и трудовой славы дороги, когда он открылся в 1992 году, висели восемь портретов железнодорожников, отмеченных высшими воинскими наградами. В фотоальбоме, вышедшем к очередной круглой дате (2007), были сведения о десяти Героях и полных кавалерах ордена Славы. Спустя три года началась подготовка книги «Горьковская железная дорога. 150 лет движения вперёд». Задача проверить и перепроверить список Героев оказалась не из лёгких. В книгу вошли биографии уже 14 человек. Открытия были ошеломляющими. Оказывается, кировские железнодорожники Павел Скопин и Александр Суворов стали Героями Советского Союза уже в 1939 году, во время событий на реке Халхин-Гол. Но их портретов не было ни в музее дороги, ни в музее отделения! О Суворове, к примеру, в Кирове ничего не знали, потому что работал он в паровозном депо Пинюг, которое в ту пору относилось к Пермской железной дороге. А в музее узла Шахунья вдруг обнаружился портрет машиниста железнодорожной водокачки Николая Попова с тремя орденами Славы на груди. Да он как-то никому особенно не говорил о своих наградах, просто надел их однажды для парадного портрета. При изучении документов выяснилось, что награждён он был даже не тремя, а четырьмя орденами Славы – так за всю историю были отмечены в стране всего несколько воинов.


Книга вышла, но мы, автор текста и редактор, честно признались, что поиск Героев необходимо продолжить. Просто для того, чтобы помнить все имена.

Причин, по которым поиск оказался очень сложным, несколько. Каждый, кто проработал на дороге несколько лет, смог ощутить, как подвижна её структура. Предприятия возникают, переподчиняются, укрупняются, меняются границы их полигонов.


В 2007 году владимирцы вспомнили о Герое Леониде Седове, в его честь был назван электропоезд. Седов был путейцем, и бригада, где он работал, обслуживала перегоны между Мстёрой и Вязниками. Они входили тогда в Ковровскую дистанцию пути, сейчас – в Дзержинскую. Мемориальной доской Героя почтили ковровские путейцы, хотя ныне их полигон – совсем на других линиях дороги.


Каждый год «Волжская магистраль» печатала очерки о новых открытиях. Изучались территории – краеведческая литература, экспозиции местных музеев, сайты. Этим занимались редактор юбилейной книги об истории дороги кандидат исторических наук Дмитрий Павлов, почётный железнодорожник казанский ветеран-путеец Ильгиз Нигматулин. Планомерно исследовал документы нижегородский историк Сергей Баев, который долгие годы ведёт сайты с биографиями выдающихся земляков, Героев. Надо отдать должное Интернету: именно сейчас создан народный сайт «Герои страны», на котором десятки людей занимаются сбором и редактированием материалов о воинах, которые были удостоены высших государственных наград. Там можно теперь найти многое. Но попробуйте это сделать, если ключ к материалу – алфавит фамилий.


С благодарностью вспоминаю тех, кто помог в поисках, поделился материалами и фотографиями. Это сотрудники краеведческих музеев в Арбаже, Варнавине, Вязниках, Зуевке, Кирове, Муроме, Ромоданове, железнодорожники Алатыря, Шахуньи, работники техникума в Красноуфимске, учителя и работники пожарной части в Муроме. Сейчас материалы переданы в музей дороги. И в зале, посвящённом Великой Отечественной войне, появились новые портреты.


У каждого возвращённого имени своя история, порой парадоксальная. Легендарный шахунский танкист Дмитрий Комаров – командир единственного в истории танка, совершившего таран бронепоезда. О нём в его родном городе знает каждый. Но биография его публиковалась краткая, в основном – с событиями войны. И только благодаря обстоятельному знакомству с документами обнаружилось, что единственным в жизни местом работы Дмитрия Комарова была Шахунская дистанция пути. Виталий Соболев работал до войны слесарем локомотивного депо Зуевка. Но оно относилось в те годы к Пермской железной дороге. В 1953 году Зуевка вошла в состав Горьковской магистрали.

А депо там прекратило существование в 90-х годах. Михаил Малышев работал на станции Постой, но в довоенную пору линия Сухобезводное – Лапшанга, где она находится, была ведомственной, и участок передали Горьковской дороге только в 60-х годах. Удалось найти фотографию владимирца Александра Беспалова: оказалось, что в течение многих лет на снимках в книгах и в музейных экспозициях был по ошибке другой человек.

Сегодня поиск завершён, просмотрен весь ожидаемый массив материалов, и других имён ждать не приходится. Итак, у нас 30 имён железнодорожников – Героев Советского Союза, РФ, полных кавалеров ордена Славы. Будем помнить этих людей, будем гордиться тем, что они работали когда-то на наших станциях и предприятиях, были нашими предшественниками.


Герои Советского Союза

1. Беспалов Александр Иванович (1945), станция Владимир, клуб железнодорожников, художник;

2. Буханов Алексей Дмитриевич (1945), локомотивное депо Горький-Сортировочный, инженер;

3. Вавилов Анатолий Георгиевич (1944), паровозное депо Киров, слесарь;

4. Гастелло Николай Францевич (1941), Муромский паровозоремонтный завод, слесарь;

5. Глебов Виктор Сергеевич (1945), паровозное депо Вятка;

6. Гусев Василий Сергеевич (1943), паровозное депо Сергач, токарь;

7. Дементьев Юрий Александрович (1945), вагонное депо Горький-Сортировочный, осмотрщик вагонов;

8. Касаткин Николай Яковлевич (1945), станция Красный Узел, телеграфист;

9. Комаров Дмитрий Евлампиевич (1944), дистанция пути Шахунья, бухгалтер;

10. Копытин Михаил Васильевич (1944), паровозное депо Муром, помощник машиниста паровоза;

11. Кочетов Александр Васильевич (1944), паровозное депо Алатырь, помощник машиниста паровоза;

12. Краснов Виктор Михайлович (1945), паровозное депо Муром, машинист паровоза;

13. Малышев Михаил Григорьевич (1945), станция Постой, стрелочник, дежурный по станции;

14. Никулин Александр Семёнович (1993), станции Зуевка, Коса, Фалёнки, дежурный по станции (Герой России);

15. Панфилов Алексей Павлович (1945), станция Свияжск;

16. Радаев Николай Николаевич (1945), дистанция пути Лукоянов, дорожный мастер;

17. Руднев Алексей Петрович (1944), управление Горьковской железной дороги, хозяйственный отдел, старший инженер; Горьковская погрузочно-разгрузочная контора, старший инженер;

18. Рязанов Иван Яковлевич (1944), паровозное депо Муром, машинист крана;

19. Седов Леонид Сергеевич (1944), дистанция пути Ковров, монтёр пути;

20. Скопин Павел Алексеевич (1939), паровозное депо Вятка, слесарь;

21. Соболев Виталий Максимович (1944), паровозное депо Зуевка, слесарь;

22. Суворов Александр Иванович (1939), паровозное депо Пинюг, слесарь;

23. Сухобский Николай Феофилович (1944), станция Красноуфимск, кондуктор грузовых поездов, культработник;

24. Сысолятин Василий Андреевич (1943), вагонное депо Киров, слесарь;

25. Хасанов Хатив Хусаинович (1943), станция Йошкар-Ола, станционный рабочий;

26. Шилов Семён Васильевич (1945), Муромский паровозоремонтный завод, слесарь.


Полные кавалеры ордена Славы

27. Лугаськов Иван Фёдорович, дистанция пути Горький-Московский, монтёр пути;

28. Панкратов Иван Тихонович, паровозное депо Муром, помощник машиниста паровоза;

29. Плотников Борис Николаевич, Казанский отряд ведомственной охраны, сотрудник;

30. Попов Николай Николаевич, дистанция пути Шахунья, монтёр пути; Горьковская дистанция водоснабжения, машинист водозаборной станции.

Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31