24 февраля 2020 18:23

24 февраля 2020 18:23

фото: Алексей Яшпертов

По золотым правилам

Для дальнейшей эволюции охраны труда нужны новые решения

Итоги работы по обеспечению безопасности работников на производстве, обмен опытом и определение перспектив в этой сфере деятельности стали темой совещания в преддверии Всемирного дня охраны труда. Состоялось оно под председательством заместителя главного инженера Горьковской железной дороги Юрия Маслова с участием представителей всех регионов магистрали.
Юрий Маслов напомнил, что в ОАО «РЖД» поставлена задача снижения уровня производственного травматизма по вине работников компании. Идеал обозначен в глобальной концепции «Нулевой травматизм» (Vizion Zero), к которой присоединился холдинг. Разработана она Международной ассоциацией социального обеспечения.

Коллектив ГЖД сейчас на пути к этой цели.

Тенденции здесь неплохие. Заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности ГЖД Дмитрий Лаптев обратился к статистическим данным. С 2010 года число несчастных случаев на полигоне дороги сократилось с 32 до 6 (в 2018 году), а со смертельным исходом – с 5 до 1. В первом квартале 2019-го несчастные случаи на производстве не зафиксированы.  Однако резервы, которые активно использовались в течение последних 10–15 лет, себя исчерпали. Нужны новые подходы и решения. Одним из них и стало присоединение РЖД к концепции «Нулевой травматизм». Для достижения цели существуют семь «золотых правил». Это лидерство, управление рисками, постановка ясных целей, систематическая работа по совершенствованию охраны труда, обеспечение безопасности производственных помещений, повышение квалификации работников и их мотивация.
На Горьковской дороге проведена оценка уровня выполнения «золотых правил». Анализ показал, что в 62% случаев они выполняются в полной мере (зелёный сектор), в 35% – требуется усовершенствование (жёлтый сектор), в 3% – нужны корректирующие мероприятия (красный сектор).

Конкретные примеры – в докладе Ирины Игнатьевой, главного технического инспектора труда Дорпрофжел на ГЖД. Материал для работы, принятия решений по улучшению условий труда у профсоюза накапливается в ходе проверок. Проводят их техническая инспекция труда, профактив, уполномоченные по охране труда. Говоря об уполномоченных, Ирина Васильевна отдаёт должное их заинтересованности: эти люди душой болеют за порученное им дело.
Результатом общей работы становятся важные решения. Так, в 2018 году при ультразвуковом неразрушающем контроле рельсов, стрелочных переводов и сварных швов съёмными дефектоскопами применялась низкотемпературная контактная жидкость. Как оказалось, она «оказывала влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников». Обращения по этому поводу были как на Горьковской, так и на других магистралях. Сейчас при ультразвуковом контроле применяется другая жидкость, а в технологический процесс в связи с этим внесены изменения.

Есть позитивные примеры из практики других хозяйств.

В частности, существенно улучшены условия труда в кабинах локомотивов, самоходной путевой техники. Обслуживание систем жизнеобеспечения включено в ставку сервиса. Запрещено выдавать локомотивы в эксплуатацию с неисправными системами. Профсоюз постоянно контролирует режим труда и отдыха локомотивных бригад. К сожалению, отмечает Ирина Игнатьева, проблема сверхнормативного отдыха пока остаётся.

Начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Горьковской дирекции инфраструктуры Сергей Ситнов посвятил свой доклад снижению рисков травмирования в Горьковской ДИ. Для этого используются и технические меры, и технологические, и организационные, и административные. В числе технических – внедрение в дистанциях пути и инфраструктуры устройств, которые обеспечивают автоматическую остановку двигателей работающего оборудования по сигналу сигналиста. Сейчас в ПЧ и ИЧ внедрено 44 таких устройства. В 2019 году только на предупреждение несчастных случаев на производстве в ГДИ планируется направить более 60 млн руб.

Главный инженер Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев, сделав небольшой экскурс в историю, привлёк общее внимание к масштабам эволюции охраны труда в хозяйстве перевозок. Сейчас даже трудно себе представить, но в 50–60-е годы XX века составителями поездов работали женщины. А это и сегодня одна из самых опасных профессий у движенцев. Только в 2000 году она в России внесена в перечень профессий, по которым женщины не трудоустраиваются.

Ну а перспективы улучшения условий труда и достижения нулевого травматизма Александр Мальцев, как и другие участники совещания, во многом связывает с внедрением новой техники и технологий. Достаточно вспомнить проект «Цифровая железнодорожная станция Зелецино», который реализуется на Горьковской магистрали. Вслед за этой станцией по тому же пути развития пойдёт Балезино: такое решение принято совсем недавно на сетевом уровне. Внедрение автоматизированных систем в рамках таких проектов позволит трансформировать целый ряд профессий, уйти от опасных факторов, улучшить условия труда.

Одна из традиций проведения Всемирного дня охраны труда на ГЖД – поощрение специалис-тов, которые внесли существенный вклад в улучшение условий труда и снижение производственного травматизма. Среди вручённых наград – именные часы, благодарности и почётные грамоты начальника Горьковской железной дороги, благодарности и почётные грамоты начальника Горьковской дирекции инфраструктуры, сертификаты на отдых от профсоюза.

Марина Галкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30