17 июля 2019 17:20
фото: Николай Морохин

Страницы истории дороги

Поезд Победы и «Сапсан» стали знаковыми для начала 2010-х годов на Горьковской дороге

2006



17 февраля

На вокзале Казань пущен в эксплуатацию турникетный комплекс.


23 июня

Открыто новое вокзальное здание в Алатыре.


7 июля

Открыто новое вокзальное здание в Семёнове.


Начало августа

На рельсосварочном поезде № 17 (Каликино) начал работать новый контактно-сварочный цех производительностью до 420 км бесстыкового рельса в год.


1 августа

На два часа ускорено движение поезда № 1/2 Казань – Москва.


11 августа

Открыто новое вокзальное здание в Чамзинке.


20 сентября

В Нижнем Новгороде на Московском вокзале были представлены три первых поступивших на Горьковскую железную дорогу рельсовых автобуса.


1 октября

Создана Горьковская дирекция социальной сферы.


19 октября

На дороге созданы рабочая группа проекта организации скоростного движения на участке Петушки – Нижний Новгород во главе с заместителем главного инженера Игорем Илюхиным и отдел проектирования и реконструкции участка скоростного движения во главе с Тельманом Нурахмедовым.


«На реконструкцию железнодорожного пути от Нижнего Новгорода до Петушков в наступающем 2007 году компания «Российские железные дороги» выделила свыше пяти с половиной миллиардов рублей. А всего за два года предполагается освоить на работах по созданию скоростной трассы между Нижним Новгородом и Москвой свыше пятнадцати миллиардов рублей.

Два года – это срок, который руководство компании установило заказчику (Дирекции капитального ремонта и строительства – филиалу ОАО «РЖД») для создания скоростного пути между Москвой и Нижним Новгородом.

В работе по реконструкции будет задействовано несколько проектных организаций, десятки строительных, монтажных, специализированных подразделений, сотни бригад».

«ВМ», 2006, № 36.


2007



18 февраля

Правительство Республики Татарстан приняло постановление о строительстве детской железной дороги в Казани.


1 апреля

Образована Горьковская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, объединившая 23 вокзала.


27 апреля

Введена в эксплуатацию восстановленная электрификация перегона Толоконцево – Моховые Горы (8 км), что позволило открыть движение электропоездов по маршруту Нижний Новгород – Моховые Горы.


«Значение этого события для жителей Бора трудно переоценить. Из-за постоянных пробок на Борском мосту через Волгу транспортное сообщение между областным центром и городом-спутником становится мучением для тысяч людей, которые ежедневно ездят на работу и учёбу. Мост через Волгу рассчитан по проекту на 12 тысяч автомобилей в сутки, а вынужден пропускать до 30 тысяч... Зачастую движение на мосту вовсе замирает… Пассажиры тем временем вновь обратили внимание на железнодорожный транспорт. Многие, например, стали из Нижнего ездить на электричках до станции Толоконцево, а там пересаживаться на борские автобусы. Даже с учётом времени, затрачиваемого на пересадку, это оказалось быстрее. Заметим, что участок от Толоконцева до станции Моховые Горы был прежде электрифицирован. Но в годы перестройки с упадком промышленности и резким снижением пассажиропотока движение на этой ветке практически замерло. Сейчас город-спутник стремительно развивается, и сюда начали активно вкладывать свои капиталы зарубежные инвесторы. Так что вопрос транспорта здесь стал наиважнейшим. Дизельные поезда и рельсовые автобусы могли решить проблему только на короткое время. Кстати, именно на участке Нижний Новгород – Моховые Горы пригородное пассажирское сообщение оказалось сначала безубыточным, а потом стало давать прибыль. Поэтому электрификация этого участка была включена в инвестиционную программу Горьковской железной дороги на 2007 год. Установка опор контактной сети и её монтаж, замена линий связи и другие работы потребовали свыше 15 миллионов рублей. Работы шли высокими темпами. Ведь пассажиропоток на этом участке всё рос, с начала нынешнего года дорога увеличила количество поездов с Бора на Нижний Новгород до десяти в будние дни и до двенадцати в выходные. Но дальнейшее улучшение пассажирских перевозок без пуска электропоездов было уже практически невозможно. Электрификация линии позволила запустить вместительные и комфортабельные электропоезда ЭД-9м и снизила эксплуатационные расходы. Экономия, по подсчётам специалистов, составит около четырёх миллионов рублей в год».

«ВМ», 2007, № 16.


Май

В Нижнем Новгороде прошла сетевая школа передового опыта по интеграции корпоративных информационных систем.


31 мая

С вводом нового расписания организовано движение модульного пригородного поезда из Нижнего Новгорода до Мурома и Сергача с разделением секций на станции Арзамас-2.


16 июня

Открыт новый пешеходный мост в Дзержинске.


20 июня

Открыто после реконструкции вокзальное здание на станции Вурнары.


3 июля

Начальником Горьковской железной дороги назначен Сергей Витальевич Козырев.


2 августа

Открыт сервис-центр Горьковского дорожного центра фирменного транспортного обслуживания.


30 августа

Открыта Казанская детская железная дорога.


Сентябрь

В локомотивном депо Горький-Сортировочный впервые среди родственных предприятий компании прошла сертификацию технология ремонта тягового подвижного состава – среднего ремонта электровоза ВЛ80с.


Ноябрь

На пригородных маршрутах Ижевск – Янаул и Янаул – Красноуфимск составы из цельнометаллических вагонов с электровозами заменены на электропоезда.


7 декабря

Проведён первый тяжеловес до 9 тыс.т по Южному ходу.



2008



Май

В Сечуге построено первое типовое вокзальное модульное здание для малой станции – разработка института «Нижегороджелдорпроект».

В Красноуфимске открыт новый корпус железнодорожной больницы.


23 июня

Открыто после реконструкции вокзальное здание на станции Ибреси.


Июль

Проведена сетевая школа передового опыта на рельсосварочном поезде № 17 (Каликино).

Открыт путепровод на перегоне Правдинск – Заволжье.

На дороге смонтирована и принята в опытную эксплуатацию система противокарстовой сигнализации, разработанная ВНИИАС и ООО «Мостранс-проект».


21 августа

После десятилетнего перерыва возобновлено движение на линии Сухобезводное – Постой, которая в конце 90-х годов пришла в негодность.


1 сентября

На линии Нижний Новгород – Заволжье впервые организовано движение ускоренных пригородных поездов, проходящих маршрут не за два, а за полтора часа.


Сентябрь

На дорогу прибыли три первых пассажирских тепловоза ТЭП70БС, получившие приписку к депо Агрыз. Они оснащены современной техникой, обеспечивающей максимальную безопасность движения и рассчитаны на скоростное пассажирское движение: могут развивать до 160 км в час.


Октябрь

Открыто после реконструкции вокзальное здание на станции Ветлужская.

Открыты два новых путепровода для автомагистрали М7 на перегоне Кстово – Зелецино.

Открыто после реконструкции вокзальное здание на станции Вязники.


Ноябрь

Открыт после реконструкции тоннель № 4а длиной 451 м на перегоне Зюрзя – Красноуфимск.

На дорогу прибыли пять первых пассажирских электровозов ЭП1м, получившие приписку к депо Киров.


Декабрь

По итогам III квартала 2008 года Горьковской железной дороге присуждено первое место в отраслевом соревновании.

Проведены опытные поездки на электропоездах с управлением в одно лицо на маршруте Нижний Новгород – Дзержинск.

Осуществлена значительная поставка новых локомотивов для работы с пассажирскими поездами на Южном ходу – 19 пассажирских электровозов ЭП1М, получивших приписку к депо Красноуфимск.

Завершены реконструкция парка ряда станций под поезда длиной 100 условных вагонов: Глазов, Фалёнки, Ацвеж, Балезино, удлинение путей на станциях Сусоловка, Опарино, Юрья, Карамбай. Закончены работы по программе реконструкции под скоростное движение парка, платформ и станционных зданий на станциях: Костерёво, Болдино, Колокша, Юрьевец, Второво, Тереховицы, Сарыево, Мстёра (I очередь), Ундол, Новки, Федулово, Вязники (II очередь).


2009



23 января

Открыто модульное вокзальное здание на станции Кильдуразы.


Март

На станции Глазов сдано в эксплуатацию новое здание поста ЭЦ.


Апрель

Во Владимире в ходе 36-часового окна заменено оборудование СЦБ, установлено микропроцессорное управление стрелочными переводами и сигналами.


9 июня

На Горьковской железной дороге начались испытания высокоскоростного электропоезда «Сапсан».


Июнь

Во Владимире прошла сетевая школа «Организация безопасного производства работ в хозяйстве автоматики и телемеханики при реализации инвестиционных и ремонтных проектов».

Организовано движение пригородных поездов из Нижнего Новгорода до Пижмы и Буреполома.


1 июля

Создана Горьковская дирекция по эксплуатации зданий.


14 июля

Открыто после реконструкции вокзальное здание на станции Лукоянов.


Июль

В вагонном ремонтном депо Горький-Сортировочный вступил в строй цех ремонта автосцепок.

Открыт учебный центр Горьковского отделения.


1 августа

Возобновлено движение поездов на линии Сухобезводное – Лапшанга после её реконструкции. Завершена реконструкция вокзального здания на станции Сухобезводное.


Август

Завершена реконструкция вокзального комплекса станции Ижевск с вводом в эксплуатацию здания пригородного вокзала.

Горьковская железная дорога заняла первое место в отраслевом соревновании по итогам II квартала.

В пассажирском вагонном депо Киров открыт музей фирменного поезда «Вятка».


Сентябрь

Открыт подземный переход на станции Буа.

Открыто после реставрации вокзальное здание на станции Керженец.

Начала работать Волго-Вятская пригородная пассажирская компания.


9 октября

Создана пригородная пассажирская компания «Содружество».


28 октября

Начальником Горьковской железной дороги назначен Анатолий Фёдорович Лесун.


Декабрь

Открыт пешеходный мост на станции Боголюбово.



2010


20 января

Открыт модульный вокзальный павильон на станции Шеманиха.


16 февраля

Открыт модульный вокзальный павильон на станции Тарасиха.


18 февраля

Открыто новое вокзальное здание на станции Юрья.


30 марта

Председатель Правительства РФ В.В. Путин подписал постановление о переименовании станций Горький-Московский, Горький-Сортировочный и Горький-Автозавод в Нижний Новгород-Московский, Нижний Новгород-Сортировочный и Нижний Новгород-Автозавод.


2–6 мая

По Горьковской железной дороге прошел Поезд Победы, сделав остановки на 24 станциях.


3 июня

Открыт модульный вокзальный павильон на станции Тоншаево.


22 июня

Открыто новое вокзальное здание в Урмарах.


1 июля

Горьковская железная дорога перешла на безотделенческую структуру управления.


Июль

На станции Котельнич открыт построенный с участием дороги мемориал в память мирных жителей, погибших во время эвакуации.

На станции Красноуфимск открыт новый переходной мост.

В Зуевке открыто новое вокзальное здание.

Горьковской железной дороге присуждено третье место в отраслевом соревновании по итогам II квартала.


28 июля

На станции Вязники на здании вокзала открыта мемориальная доска в честь первой в России женщины-железнодорожницы Ольги Кнушевицкой.


30 июля

Началось движение поездов «Сапсан» на участке Москва – Нижний Новгород.

«Инвестиции компании составили 9,5 млрд рублей. Огромная работа: обновление пути и контактной сети,
11 переездов, строительство 54 посадочных платформ, пешеходных мостов, ремонт вокзалов, организация пункта экипировки поездов… За срок с 18 июня, когда началась продажа билетов, на первый рейс были разобраны все места. И вот пятница последней недели июля, третий час дня. Первый поезд, отправляющийся в 15.05, за 3 часа 55 минут довезёт до Москвы и за 8 часов 19 минут – до Санкт-Петербурга…

Митинг перед отправлением. Владимир Якунин передаёт начальнику дороги Анатолию Лесуну символический ключ от «Сапсана».

Пассажиры уже занимают места в вагонах. И с удовольствием обнаруживают на сиденьях сувенирные сертификаты, которые подтверждают, что они проехали на «Сапсане» первым рейсом. Наверное, многие будут хранить их всю жизнь…

По радио перед отправлением добрые напутственные слова пассажирам – на русском и английском – говорит машинист Андрей Чердымов. Самый первый поезд до Москвы ведут нижегородцы, обученные в Германии и на Октябрьской дороге. Помощником у Чердымова – опытнейший машинист Сергей Кургузов. Оба ещё пару лет назад водили электрички.

Мы и не замечаем, как поезд трогается и набирает скорость. Путь до Дзержинска занимает меньше 20 минут. И всюду – люди, которые ждут поезд возле линии с фотоаппаратами, показывают его детям, просто машут нам, едущим».

«ВМ», 2010, № 29.


Октябрь

На перроне станции Сергач установлен паровоз Л.

Введено в действие новое технологическое и вокзальное здание на станции Каликино.


20 октября

Открыто новое вокзальное здание на станции Вятское Поляны.

Николай Морохин