20 мая 2019 05:40

Следуя кодексу

Будучи частью социума, человек не может руководствоваться в своей жизни только личными интересами. Выстраивая взаимоотношения с другими людьми, он осознанно или интуитивно следует определённым правилам,  устанавливает для себя некие рамки – исходя в том числе из интересов коллектива, опираясь на нормы, выработанные в обществе в целом или на предприятии, в компании. Так, на железных дорогах России действует Кодекс деловой этики ОАО «РЖД». Об этом – наше сегодняшнее интервью.

1-2.jpgАлександр Тюрников, заместитель начальника ГЖД по кадрам и социальным   вопросам


– Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» – это документ, устанавливающий корпоративные нормы и единые правила служебного поведения для всех работников компании. Кодекс был разработан на основе многолетних традиций железнодорожной отрасли с целью закрепления корпоративных ценностей, норм и правил поведения работников, повышения доходности, успешности и эффективности деятельности нашей компании.

Все работники Горьковской железной дороги при приёме на работу знакомятся с действующим Кодексом. Мы организовали размещение плакатов с принятыми в компании этическими принципами на информационных стендах всех предприятий.


– Александр Юрьевич, как бы вы определили значение этого документа для коллективов железнодорожников?


– Кодексом установлены общие принципы поведения работников, такие как честность, порядочность, вежливость и корректность, пунктуальность, организованность, оказание помощи друг другу, работа в команде. Умение правильно вести себя в профессиональной среде не только способствует достижению взаимопонимания, но и создает устойчивые взаимоотношения с коллегами, клиентами и деловыми партнёрами. От того, насколько хорошо работники дороги понимают важность вопроса соблюдения деловой этики, как они применяют на практике знание Кодекса деловой этики, во многом зависит слаженность работы в коллективах дороги, устойчивость социально-психологического климата.


1-3.jpg– Говоря о деловой, корпоративной этике, вы применили это понятие к отношениям не только в коллективах, но и с партнёрами ОАО «РЖД».


– Наша компания является клиентоориентированной, и, конечно, при выстраивании деловой коммуникации с клиентами и деловыми партнёрами мы не вправе допускать возможности нарушения норм этичного поведения. Несоблюдение норм Кодекса деловой этики может нанести ущерб репутации и имиджу ОАО «РЖД».


– Кодекс должен стать второй натурой железнодорожников, войти, что называется, в их плоть и кровь. Возможно, не всегда это получается сразу.


– Чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение норм и правил, предписанных этим документом, в компании создан институт уполномоченных по вопросам деловой этики. На Горьковской железной дороге таким уполномоченным являюсь я. Для предотвращения случаев неэтичного делового поведения на дороге проводится разъяснительная работа – на системной основе. Говорим с людьми о необходимости в профессиональной деятельности придерживаться стандартов делового взаимодействия с коллегами и клиентами. Есть примеры, когда мы собираем комиссию по соблюдению норм Кодекса деловой этики и рассматриваем действия того или иного работника, допустившего нарушения этого документа.


Решения порой принимаются очень жёсткие. Есть факты, когда в центральном аппарате компании по решению комиссии по соблюдению Кодекса деловой этики были расторгнуты трудовые договоры с руководителями номенклатуры генерального директора ОАО «РЖД», не соблюдавшими принципы Кодекса.


– Как воспринимают требования Кодекса в коллективах? И вообще – насколько хорошо люди знают его?


– У нас регулярно организуются социологические опросы на эту тему. Приведу сравнительный анализ дороги и компании в целом по результатам последнего исследования. На вопрос «Знакомы ли вы с Кодексом деловой этики?» 34% респондентов ответили, что «хорошо знакомы» (по компании – 35%), 52% респондентов по дороге ответили, что «знакомы с Кодексом, но недостаточно глубоко» (по ОАО «РЖД» – 51%). 2% респондентов (и по дороге, и по компании) первый раз слышат о данном документе.


На вопрос «Исполняется ли Кодекс деловой этики в вашем коллективе?» 44% респондентов по дороге (и столько же в компании) ответили, что «работники и руководители стремятся выполнять положения Кодекса в полной мере», 37% респондентов ответили, что «кодекс исполняется частично» (в компании 38%). А 5% респондентов как по дороге, так и в компании ответили, что «Кодекс не исполняется». А это значит, что нам есть над чем работать. И если кто-либо станет свидетелем нарушения правил делового поведения, то эту информацию необходимо довести до нас. Будем разбираться с каждым случаем индивидуально.


«Руководители создают атмосферу командной работы и взаимной поддержки в коллективах» – с этим утверждением, как показывает исследование, согласны 53% респондентов по дороге (51% по компании), а доля не согласных с этим утверждением составляет 15% по дороге и 19% по компании.


– Процитированное вами утверждение о руководителях определяет их роль во «внедрении» норм деловой этики.


– Общие принципы поведения руководителей также установлены Кодексом деловой этики. Именно руководители должны быть образцом этичного поведения и личным примером поддерживать высокий уровень корпоративной культуры ОАО «РЖД».


И в заключение хочу добавить, что важную роль в соблюдении норм Кодекса деловой этики играет руководство дороги, дирекций и управленческий состав их подразделений. Только совместные слаженные действия руководителей всех уровней способны повлиять на коллективы и вызвать те необходимые изменения в части неукоснительного соблюдения требований правил служебного поведения, которые будут способствовать повышению эффективности работы дороги.  

Беседовала Марина Галкина