20 мая 2019 05:47
фото: Виталий Калашник

Право требовать и обязанность исполнять

Современные подходы к организации ревизорской работы нацеливают на повышение её эффективности

Новая система обеспечения безопасности движения стала темой мастер-класса, организованного на Горьковской магистрали. Внедряется она на всех железных дорогах России. А потому такая же учёба прошла ранее на Забайкальской, Дальневосточной, Свердловской, Октябрьской, Московской и Южно-Уральской. 11 апреля – настал черёд Горьковской.

2-1.jpgГосударственная задача

Приглашены были как сотрудники аппарата РБ, так и ревизоры по безопасности движения из региональных дирекций. Проводил мастер-класс заместитель начальника отдела контроля Департамента безопасности движения Дмитрий Шпак.


Задача в области изменений надзорной деятельности поставлена государством, отметил руководитель. В ОАО «РЖД» она находит отражение в организации контрольно-ревизионной работы и в мероприятиях внутреннего контроля.


Всеобъемлющий контроль на железных дорогах невозможен. Поясняя эту мысль, Дмитрий Шпак обратился к цифрам по хозяйству пути. На одного ревизора здесь в месяц приходится более 1 тыс. контролируемых километров. Аналогичная ситуация в работе ревизоров других хозяйств. Новая система позволит уйти от тотального контроля, многомесячных объездов.


Работа РЖД по обеспечению безопасности движения встроена в государственную систему. Первый её уровень – органы контрольно-надзорной деятельности: Ространснадзор, Росжелдор. Они осуществляют инспекционный контроль, проводят сертификацию и лицензирование, принимают меры государственного регулирования.


Взаимодействие с ними будет строиться таким образом. При помощи новых видов анализа формируется список наиболее опасных железнодорожных объектов. Эти структуры для проведения на них проверок передаются государственным органам надзора.


С учётом сертификатов и категорий

Оставшиеся предприятия – сфера деятельности железных дорог, ревизорского аппарата. Чтобы правильно распределить силы и нагрузку, необходимо прежде всего выявить предприятия, не нуждающиеся в контроле. Для этого (ещё с 2015 года!) проводится сертификация. Подать заявку на получение сертификата может любое подразделение. Однако получают его только те, кто успешно прошёл специальный всеобъемлющий аудит рисков нарушения безопасности движения. Сертификат действителен в течение трёх лет. На это время он освобождает предприятие от проверок.


Затем к сертификации предприятий добавили категорирование. И теперь все структурные подразделения РЖД разделены на четыре группы риска: сертифицированные предприятия, категория допустимого риска, категория нежелательного риска, категория недопустимого риска. Определены критерии отнесения предприятия к той или иной группе. Для каждой из них – свой уровень контроля: сплошной, выборочный или обязательный.


Так, предприятия, отнесённые к категории недопустимого риска, находятся в зоне сплошного контроля. Технические ревизии с проверкой всех процессов, прямо или косвенно влияющих на безопасность движения, здесь проводятся ежегодно – до тех пор, пока предприятие не поменяет категорию. Тогда и бремя проверок снизится. Задача ревизора в работе с этой группой предприятий – выявить нарушения, обеспечить устранение, исключить повторяемость.


В зонах выборочного и обязательного контроля в отсутствие технических ревизий проходят – по необходимости – профилактические мероприятия, документарные и рейдовые проверки. Задача ревизора в этом случае – зафиксировать отклонение, передать данные руководству предприятия.


К новой модели

В ходе мастер-класса у его участников была возможность обсудить актуальную тему всесторонне, представить свой опыт работы, в которой уже активно используются элементы новой модели.


В аппарате РБ Горьковской магистрали утверждён и введён в действие перечень вопросов, направленных на снижение остаточных рисков нарушения безопасности движения. Составлялся он с учётом событий, допущенных на сети за последние три года, и их причин. Об этом представителям ЦРБ сообщил главный ревизор Горьковской железной дороги по безопасности движения Андрей Дробинин. Здесь важно понять, что именно лежит в основе нарушений. Не хватает персонала? Или знаний? Или инструмента? Перечень вопросов разложен с учётом сезонных рисков – с разбивкой по кварталам, месяцам и неделям. Он не позволит упустить какие-то важные проблемы. Они обязательно будут включены в ежемесячный план работы РБ и в личные планы ревизоров.


– Заместителям начальника дороги по территориальным управлениям и руководителям региональных дирекций необходимо составить аналогичные перечни и применять их при проведении осмотров под своим председательством, – считает главный ревизор ГЖД.


В аппарате РБ ведётся работа по обеспечению своевременного расследования отказов технических средств. В первом квартале 2019 года с нарушением срока расследования принят к учёту
41 отказ 1 и 2 категории. В прошлом году за тот же период было 98. Положительный результат налицо. За счёт чего его достигли? Инструмент простой.

– Каждый день – спрос, каждый день – отчёт. Ровно в 6 часов утра в адрес дирекции, где сроки подходят к концу, направляется телеграмма РБ, – поясняет Андрей Дробинин.


На видеоконтроле

Участники разговора об организации внутреннего контроля затронули различные аспекты этой темы. Например, использование данных диагностических систем и средств мониторинга, в том числе видеофиксации, при планировании ревизорской работы. Об этом рассказал ревизор по контролю организации работы путеизмерительной и дефектоскопной техники Ижевского территориального управления Рустам Сафин. Особое внимание уделяется сочетанию отступлений, например, просадок стыков – с поверхностными дефектами рельсов.


При необходимости дополнительно анализируются данные видеоконтроля. В этой системе на дороге задействовано три вагона-дефектоскопа, три вагона-путеизмерителя, а также вагоны-путеизмерители соседних дорог, работающие по полигонной технологии. В феврале 2019 года ревизорским аппаратом установлено, что при расшифровке видеофайлов недостаточно внимания уделяется состоянию поверхности катания рельсов. Выборочно сделана повторная расшифровка. В результате только в Ижевском регионе выявлено 90 потенциально опасных мест. Была назначена инвентаризация дефектов по всем проверенным участкам. По её результатам вновь приняты к учёту 52 дефектных рельса. Такая работа нацелена на снижение рисков изломов рельсов.


Рисковые подрядчики

Контролю выполнения подрядно-договорных работ посвящено выступление ревизора по хозяйствам Э и Ш по Горьковскому территориальному управлению Захара Пискуна.


В 2018 году, напомнил он, по вине сторонней организации на Горьковской дороге допущен сход подвижного состава. 15 декабря на перегоне Куеда – Рабак на вагоны проходящего поезда упала стрела автокрана. Также на ответственности подрядных организаций пять отказов технических средств.


Чтобы снизить связанные с подрядчиками риски, приказом главного ревизора ГЖД установлен порядок ежедневного контроля организаций, допущенных к работе в полосе отвода. Проводится он силами территориальных отделов службы технической политики и заместителей РБ по территориальному управлению. Отчёт – еженедельный.


В контроле задействованы локомотивные бригады, которые делают соответствующие записи в книге замечаний машиниста. Отчёты по выявленным нарушениям предоставляются в аппарат РБ ежемесячно 15 и 30 числа. Всего в 2019 году, начиная с января, машинисты сделали 40 замечаний по подрядным организациям. Так, один из подрядчиков организовал работу автокрана в непосредственной близости от пути, не обеспечив его ограждение. Другой – производил вырубку растительности, также не оградив место работ. Изъятие актов-допусков, приостановка работ – следствие замечаний, сделанных машинистами.


Предметом обсуждения также стали управление остаточными рисками возникновения нарушений безопасности движения, применение мер ревизорского реагирования. Начальник отдела технического анализа РБ Андрей Горбацкий доложил о новых подходах к проверке знаний ПТЭ у руководителей структурных подразделений региональных дирекций и руководителей среднего звена.


Подводя итоги разговора, Дмитрий Шпак отметил: внедрение новой модели ревизорской работы пока в самом начале. Но уже к концу года будут получены определённые результаты. Впрочем, даже при этом метод кнута и пряника никто не отменял:

– У нас есть право требовать – у владельцев процесса есть обязанность исполнять.

Марина Галкина