25 января 2022 22:56

25 января 2022 22:56

фото: Леонид Акопов

Опыт и прогресс никогда не исключают друг друга

В Горьковской дирекции тяги определена предельная норма весовой нагрузки для нового тепловоза.

3.jpgАлександр Ландышев, начальник тягово-энергетической лаборатории Горьковской дирекции тяги


Проведены опытные поездки восьми поездов для определения оптимальной весовой нормы для тепловоза 2ТЭ25КМ. Движение опытных грузовых поездов было организовано по направлениям Агрыз – Балезино и Агрыз – Круглое Поле – Биклянь.


– Александр Юлианович, как показал себя новый тепловоз, какую весовую нагрузку ему можно доверить?


– Результаты опытных поездок показали, что мощность нового тепловоза 2ТЭ25КМ явно выше традиционного 2ТЭ10, но несколько меньше, чем у трёхсекционного тепловоза 3ТЭ10. Максимальный вес для 3ТЭ10 составляет 6000 тонн, для 2ТЭ25КМ – 5500 тонн. Для 2ТЭ10 весовая нагрузка уже значительно меньше, чем у двух первых – всего 4000 тонн. Тяговые расчёты можно назвать объективными, так как новые тепловозы обкатывались в тех же условиях, что и тепловозы старшего поколения.


Небольшую весовую разницу в пользу трёхсекционного тепловоза объяснить несложно. Три секции – есть три секции, и то, что мощность двухсекционного тепловоза приблизилась к трёхсекционным – это более чем серьёзный шаг вперёд. Тепловозы, в отличие от электровозов, не способны работать по системе многих единиц. Поэтому каждый дополнительный тепловоз, предназначенный для достижения небходимой тяговой мощности, нуждается в локомотивной бригаде. А это уже причина роста эксплуатационных расходов. В этом аспекте тепловоз 2ТЭ25КМ явно выигрывает у своих предшественников. Масса 5500 тонн соответствует параметрам тяжеловеса в тепловозном движении, поэтому нет смысла что-то ещё прибавлять к принятой массе.


– Как показал себя новый тепловоз?


– В целом, отлично. Самый главный показатель – это отсутствие отказов, а он по результатам динамометрии остался нулевым. В определении максимальной весовой нагрузки в расчёт принимались параметры критической массы всего поезда, расчётный вес тепловоза, основное удельное сопротивление движению тепловоза, основное удельное сопротивление движению всего поезда. И ещё расчёт по результатам руководящего подъёма – одинаковый для всех действующих тепловозов. И тут 2ТЭ25КМ оказался на высоте. Надо понимать, что результаты тяговых расчётов – это не только определение максимальной нагрузки на тот или иной тепловоз. Это и режим безопасного ведения, бережного отношения к технике, и другие эксплуатационные аспекты. Это основа того, что ляжет в основу режимных карт.


Тепловоз 2ТЭ25КМ располагает надёжным запасом прочности и эксплуатационной надёжности. Так, силовая установка выдаёт 2650 кВ, генераторная – 2560 кВ. Мощность двигателей 5Д49 намного выше, чем у тех, что установлены на тепловозах более старых модификаций, а масса нового тепловоза совсем немного превышает 2ТЭ10. Если 2ТЭ10 весит 276 тонн, то тепловоз 2ТЭ25КМ –288 тонн. При незначительной разнице в массе всё решают более мощные «движки» нового тепловоза.


– Как отзываются машинисты о новой для себя технике?


– Неоднозначно, что было ожидаемо. Молодёжь привыкла сразу, потому что лучше владеет современными технологиями программного обеспечения. Она увидела все преимущества нового тепловоза сразу. Так, не выходя из кабины, можно проверить режимы работы всех узлов и механизмов и при необходимости произвести регулировку. Машинистам старшего поколения, так называемого «ручного управления», придётся привыкать, менять производственную психологию, но это обычный процесс, присущий всем временам, когда тяга выходила на новый технологический уровень. Опыт и прогресс никогда не были взаимоисключающими понятиями.