20 апреля 2019 09:15
фото: Николай Морохин

Страницы истории дороги

Магистраль развернула компьютеризацию многих процессов и сделала шаг навстречу скоростному движению

1996


Февраль

Сдана в эксплуатацию тяговая подстанция в Суроватихе, что обеспечило перевод всех поездов, включая грузовые, на линии Арзамас – Окская на электротягу.

Впервые на сети дорог внедрено АРМ начальника дирекции по обслуживанию пассажиров – разработка проектно-конструкторского бюро Горьковской дороги. АРМ установлено в Казани и имеет сетевую связь с четырьмя резервами проводников.

На Казанском отделении внедрена новая система диспетчерской централизации «Минск».


Март

В Нижнем Новгороде Горьковская железная дорога открыла крупнейшее в России овощехранилище, оборудованное импортной электронной системой регулирования микроклимата.


15 апреля

Прекращена эксплуатация линии Сухобезводное – Лапшанга в связи с её неудовлетворительным техническим состоянием. С сентября 1995 года на ней был закрыт перегон Постой – Лапшанга. Губернатор Нижегородской области в контракте о сотрудничестве с ГЖД на 1996 год предусмотрел выделение средств на восстановление линии, но они не были получены.


Май

У Дворца культуры железнодорожников в Нижнем Новгороде открыт мемориал. Там установлен на вечную стоянку паровоз бронепоезда «Козьма Минин», находившийся до этого в локомотивном депо Горький-Московский. Автор проекта – архитектор Светлана Сергеева.

Впервые на Горьковской железной дороге переезд на станции Доскино оснащён поднимающимися металлическими плитами – УЗП.


14 мая

Крушение поезда № 2651 на станции Мыслец, которое привело к загрязнению окрестностей разлитым фенолом. Сход 27 вагонов произошёл из-за дефекта в ходовой части одного из вагонов, не обнаруженного вовремя вагонным депо Юдино.


31 мая

В Нижнем Новгороде прошло выездное заседание коллегии МПС, в ходе которого участники познакомились с новыми техническими разработками Горьковской железной дороги.


2 июня

Введено новое расписание поездов. Организован впервые поезд № 241/242 Горький – Волгоград. В график одного поезда Горький – Москва (№ 53/54) впервые заложено на движение 6,5 часа вместо 7. Открыты новые о. п. Решетиха, Проспект Гагарина, 57 км (участок Киров – Юрья), 766 км (учас-ток Котельнич – Киров) и 892 км (участок Зелёный Дол – Юдино).


Июнь

Прекращено движение поездов на участке узкой колеи Томашово – Рязань. Принято решение о его разборке.


Август

На станции Арзамас-2 введён в эксплуатацию новый административно-технический корпус.

В Селиванове открыто новое здание станции.

Локомотивное депо Зуевка преобразовано в колёсно-ремонтные мастерские.


2 августа

В Нижнем Новгороде открыт Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания.


28 октября

В локомотивном депо Горький-Сортировочный впервые на сети дорог введён электронный маршрут машиниста.



1997



Январь

Дистанция электроснабжения Горький-Московский начала строительство троллейбусной линии в микрорайон Сортировочный.

Горьковская железная дорога создала предприятие «Транссигнал», которое на площадях завода «Лазурь» стало производить по новой отечественной технологии полупроводниковые безбликовые светофоры.


24 января

От станции Горький-Московский началась прокладка первой в России волоконно-оптической линии связи от Нижнего Новгорода до Москвы.


Февраль

В Каликине на шпалопропиточном заводе пущен в эксплуатацию цех по производству железобетонных шпал производительностью до 250 тыс. шпал и 250 переводных брусьев в год.

В пассажирском вагонном депо Горький-Московский создан участок плазменной наплавки с использованием новых отечественных оборонных технологий для ремонта автосцепок.

«На грани развала оказалась уникальная лаборатория специальных видов сварки и наплавки металлов. А работали в ней специалисты высокого класса, на счету которых были десятки разработок для подводных лодок и военных кораблей, 16 патентов и изобретений, медали и дипломы ВДНХ. И вдруг разом это стало никому не нужно. Спасательный круг учёным бросила Горьковская дорога. Она предложила провести опытные работы по использованию плазменно-порошковой наплавки при восстановлении головок и замков автосцепного хозяйства. Условия руководство дороги поставило жёсткие: качество должно быть на высоте, а затраты минимальные. Тем более что в это время над этой проблемой уже работали специалисты из Ростова-на-Дону. В острой конкурентной борьбе учёные «Сириуса» вышли победителями. Плазменно-порошковая наплавка показала результаты лучшие, чем индукционная».

«ВМ», 1997, № 12

15–17 мая

В Нижнем Новгороде прошла сетевая школа по использованию вычислительной техники, где опыт дороги получил высокую оценку.


Июнь

На станции Горький-Сортировочный начали работать не имевшие аналогов на отечественных железных дорогах вагонно-колёсные мастерские, построенные по передовой технологии американской фирмы «Симмонс».


Июль

Управление движением на Муромском отделении переведено в Нижний Новгород в дорожный диспетчерский центр.

«Главное – улучшить управление движением, создать оптимальные условия, повышающие его безопасность. И только автоматика, представляющая собой целый комплекс управляющих систем, может помочь диспетчеру решить эти задачи.

Такой комплекс целесообразнее сконцентрировать в одном месте, что облегчит управление техникой, её обслуживание, повысит надёжность. На вооружении диспетчеров появятся и телеуправляющие системы, позволяющие производить перевод станционных стрелок, прокладку маршрута непосредственно с пульта центра.

Но ещё многое предстоит сделать работникам служб перевозок, сигнализации и связи, вычислительного центра дороги, чтобы эта схема управления движением стала реальностью.

Диспетчер уже не будет сидеть с пачкой карандашей и листом бумаги, на котором рисует график движения поездов. Не будет вести утомительных переговоров с дежурным по станции. Вся информация автоматически будет накапливаться в компьютере и в любой момент может быть воспроизведена на экране дисплея. Причём событие предстанет в реальном времени. Это возможно только благодаря съёму информации с устройств СЦБ, использовать которые для диспетчерской деятельности догадались впервые на Горьковской дороге».

«ВМ», 1995, № 46


Август

В Нижнем Новгороде подошла к концу длившаяся полтора года реконструкция Московского вокзала, открыты большинство его залов и отреставрированный Царский павильон.

Горьковская магистраль получила вторую на сети дорог оснащённую компьютерной техникой австрийскую машину для подбивки пути «Дуоматик-09-32».

В Казани открыт реконструированный после пожара вокзал.


1 октября

Ликвидировано локомотивное депо Алатырь.

1998


1 января

Ликвидировано локомотивное депо Шлаковая.


Январь

Агроплемкомбинат «Мир» Горьковской железной дороги по итогам 1997 года занял третье место среди животноводческих сельхозпредприятий России.


Февраль

В порядке эксперимента на дороге организовано одно плечо обслуживания локомотивными бригадами Казань – Вековка длиной 575 км вместо трёх для поезда № 27/28 Казань – Москва «Татарстан», что позволило его ускорить на четыре часа.


20 марта

Состоялся первый выпуск в дорожном центре оценки, переподготовки и подготовки финансовых и руководящих кадров.


31 мая

Во введённом новом графике движения поездов значительно ускорено большое количество пассажирских поездов дороги: № 37/38, № 45/46 Москва – Горький – на полчаса, № 25/26 Москва – Ижевск, № 31/32 Москва – Киров – на час, 53/54 Москва – Чебоксары – на три с половиной часа.


Июнь

На Горьковской железной дороге запущен корпоративный веб-сервер.


1 августа

Открыт новый вокзал Свияжск.


Август

Горьковская железная дорога приступила к реконструкции здания Нижегородского цирка.


Сентябрь

Созданы дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Горький и Казань.


30 сентября

Открыто движение поездов на постоянном токе на станции Красный Узел, которая электрифицирована со стороны Куйбышевской железной дороги.


Октябрь

В связи с экономическим кризисом как временная мера объединены ряд поездов с сокращением их составности, на дневной режим работы переведены станции на малодеятельных участках.

Завершён демонтаж линии узкой колеи Пилёво – Рязань (55 км).


Ноябрь

Открыто движение поездов на электротяге на перегоне Свияжск – Ходяшево (12 км).


1 декабря

Введён в эксплуатацию новый комплекс зданий отделенческой больницы в Кирове.



1999


Апрель

В локомотивном депо Горький-Московский начались испытания системы автоведения электропоезда, созданной во ВНИИЖТ. Первым с ней начал работать машинист-инструктор С.В. Андронов.


20 мая

Пущен в эксплуатацию новый корпус локомотивного депо Горький-Московский.


Май

В Большом Болдине к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина открыта построенная Горьковской железной дорогой гостиница.


15–18 июня

На Горьковской железной дороге прошла ассамблея начальников железных дорог.

«Не секрет, что Горьковская магистраль является одной из наиболее технически оснащённых дорог Российской Федерации. Только основные производственные фонды дороги превышают 1 миллиард долларов! Сама цифра говорит за то, что наша магистраль, как, впрочем, и все остальные дороги России, должна оставаться государственной. Об этом говорил на ассамблее и начальник Горьковской железной дороги О.Х. Шарадзе, особо подчеркнувший тот факт, что российские цари ещё сто с лишним лет назад поняли особую важность стальных магистралей и сделали их государственной собственностью. И, судя по всему, ни один из участников ассамблеи не является сторонником приватизации железных дорог или их акционирования. Хочется верить, что, если вновь найдутся в России поклонники навязываемой нам Западом приватизации и расчленения железных дорог, такие бредовые идеи получат должный отпор.

А вот западные технологии использовать на российских железных дорогах никому не грех. Немало положительных примеров есть и на Горьковской дороге. В их числе тот же автоматизированный цех по формированию и ремонту колёсных пар в вагонном депо Горький-Сортировочный. Современное американское оборудование позволяет облегчить труд...»

«ВМ», 1999, № 24


6 июля

Открыт путепровод на перегоне Зубанья – Шахунья, после чего на автотрассе Нижний Новгород – Киров не осталось ни одного переезда.


24 июля

Введена в эксплуатацию электрификация на перегоне Ходяшево – Албаба (16 км).


Август

Началось движение первого на дороге комфортабельного электропоезда «Экспресс» (вагоны с откидными сидениями, буфет) по маршруту Владимир – Москва.

Во Владимире у вокзала установлен на вечную стоянку паровоз Л.


6–7 октября

В Казани и Йошкар-Оле прошёл сетевой семинар по развитию центров фирменного транспортного обслуживания.


Октябрь

Ликвидировано локомотивное депо Тумская, из эксплуатации выведены последние на дороге дизель-поезда Д1, приписанные к нему.

В Муроме сдан в эксплуатацию новый путепровод на о. п. Городская, построенный в счёт выплат дороги в бюджет Владимирской области.


Ноябрь

Начальником Горьковской железной дороги назначен Хасян Шарифжанович Зябиров.

Завершён монтаж линии ВОЛС на всем протяжении Северного хода Горьковской железной дороги.


29 декабря

Открыты новые здания вокзала и дистанции пути Буа.



2000


8 февраля

В Котельниче на реконструкции моста впервые в мировой практике был осуществлён демонтаж крупного пролётного строения с помощью взрыва вблизи действующего моста. Работы провели специалисты Российского федерального ядерного центра (Саров).

«Я попросил рассказать об особенностях предстоящей технологической операции подрыва старого пролёта главного инженера компании «Мост» А.Н. Воложина.

– В инженерной практике такая работа проводится не впервые, – ответил Александр Наумович. – Взрывную технологию уже использовали при демонтаже старых пролётов на реке Москве. Там мост располагался на однопутке, и было не особенно важно, в какую сторону завалится сооружение. На Вятке же – внеклассный мост, уникальный случай. Рядом со взрываемым пролётом находятся фермы моста нечётного пути и монтируемые – нового. Поэтому принято решение сначала с помощью гидродомкратов подтолкнуть старый пролёт, придав ему нужное направление падения, а когда он уже будет в воздухе – взорвать. Немаловажно, как будут перебиты несущие элементы пролёта, чтобы он падал и складывался, как задумано...

Накануне мы провели пробный взрыв шнуровым зарядом снятого с фермы элемента. Металл был перерезан без всяких осколков, правда, была взрывная волна. Но при действии такого «громилы» без неё не обойдёшься.

Начало технологического окна на мосту через Вятку было назначено на 14 часов 40 минут 8 февраля. На берегах реки было выставлено оцепление, замерло движение поездов по мосту нечётного пути.

Начальник строительства реконструируемого моста Л.Н. Москаленко, монтажники М.В. Остапович и В.П. Напольских поднимаются на фермы возводимой переправы, чтобы включить гидродомкраты, которые должны подтолк-
нуть взрываемый старый пролёт.

После их запуска он еле заметно (всё-таки весит 800 тонн) начинает движение к краям двух временных пирсов».

«ВМ», 2000, № 7


15 мая

В Котельниче торжественно открыт после реконструкции мост через Вятку.


29 мая

Ввод в эксплуатацию первого на дороге отечественного электропоезда ЭД9Т № 025 «Валерий Чкалов», приобретённого администрацией Нижегородской области и Горьковской железной дорогой.


23 июня

Введён в эксплуатацию первый на дороге электропоезд ЭД9М № 028.


13 августа

В Шахунье открылось новое здание вокзала.


Август

Восстановлены отделения дороги: Муромское, Горьковское и Кировское.

Горьковской железной дороге присуждено первое место в отраслевом соревновании по итогам второго квартала 2000 года.


Сентябрь

Первые километры будущего скоростного пути уложены на геотекстиль на перегоне Чулково –
Гороховец.


4 октября

Открыто новое здание вокзала в Янауле.


30 ноября – 1 декабря

На дороге работала сетевая школа «Опыт внедрения и эксплуатации аппаратуры оперативно-технологической связи».

Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30