07 декабря 2021 14:20

07 декабря 2021 14:20

фото: Алена Зудина

Рельсами вниз

Железнодорожники готовятся к летней путевой кампании профессиональными соревнованиями

Рельсовая рубка, демонтаж и укладка рельсошпальной решётки, поиск неисправностей укладочного крана, тестовое задание. Всё это этапы, которые предстоит пройти работникам путевых машинных станций. Сегодня особенное событие – школа профессионального мас-терства среди монтёров пути, дорожных мастеров и машинистов железнодорожных строительных машин Горьковской дирекции по ремонту пути.

Ещё увереннее

На территории ПМС-72 многолюдно. Здесь не только сами конкурсанты, но и руководители предприятий, специалисты по охране труда, экономисты-нормировщики, которые будут оценивать профессионализм каждой из шести команд.


– Впервые проводим школу профмастерства такого масштаба, – рассказывает заместитель начальника Горьковской ДРП по производству Сергей Фокин. – Будет правильно, если это станет ежегодной традицией. Чем чаще мы отрабатываем навыки, тем лучше результат. Не случайно площадкой проведения встречи была выбрана путевая машинная станция № 72. Чтобы стимулировать работников к развитию на каждом из наших предприятий, организуются такие же значимые встречи. К примеру, на базе ПМС-205 уже состоялась школа с руководителями производственных баз по подготовке рельсо-шпальной решётки, технике складирования материалов. В ПМС-31 прошла школа-семинар среди главных механиков и главных инженеров путевых машинных станций Горьковской дирекции по ремонту пути по обмену опытом работы с новой техникой. На участке по транспортировке рельсов и рельсовых плетей ПМС-72 организовывалась совместная школа с работниками дирекции инфраструктуры по безопасной эксплуатации рельсовозных составов.


– Мы должны определить сильные и слабые стороны наших работников в теоретических знаниях и практических умениях по основным технологическим операциям. До начала сезона есть время, чтобы скорректировать навыки и провести летнюю путевую кампанию с высоким качеством, – говорит главный инженер Горьковской ДРП Дмитрий Кошкин.


Но вернёмся к конкурсантам. Дружным могучим хором одни за другими они скандируют свои девизы – «визитные карточки».

– Не страшна нам непогода!

   Будет новая дорога!

– заверяют судей ребята из ПМС-31. Их коллеги стараются быть ещё громче, ещё увереннее...


Искусство рельсовой рубки

Вгрызаясь в металл, рельсорезный станок урчит сначала надрывно, потом всё ровнее и тише, пока совсем не смолкает, достигнув края подошвы рельса. Группа крепких мужчин в «желтухах» и касках подхватывают качнувшуюся стальную балку. Теперь нужно как можно скорее снять фиксатор, высвободить путевой инструмент. Сосредоточенность на лицах красноречива. Каждая минута, каждая деталь – важно всё! Команда ПМС-215 работает слаженно и чётко, не отвлекаясь на соперников, выполняющих ту же операцию чуть поодаль.


– Ставь сверлильный! – командует кто-то из группы. И вновь оглушающий рёв станка заполняет пространство.

И пока одни монтёры пути и дорожные мастера соревнуются в искусстве рельсовой рубки, другие меряются знаниями. В кабинете технической учёбы тишина, слышно только клацанье компьютерных мышек. Ряды мониторов, напряжённые лица, вглядывающиеся в варианты ответов на экране. Вот один из экзаменуемых с облегчением откидывается на спинку кресла. Тест окончен! Для монтёра пути ПМС-205 Сергея Теплова, который уже 25-й год трудится на магистрали, задание не показалось сложным.


– Вопросов мало, – делится своим мнением железнодорожник. – Они не охватывают все знания монтёров. Штук 40 было бы в самый раз! Правда, кое-что по текущему содержанию я подзабыл. Допустил ошибку.

Тем временем на площадке, где соревнуются в рубке рельсов, новые соперники ждут сигнала.


– Так, готовы? Начали! – даёт старт начальник ПМС-230 Максим Васильев.

– Уровень мастерства всех четырёх команд, которые прошли испытание, достаточный, – конс-татирует экзаменатор. – Представители ПМС-109 не получили ни одного штрафного балла. На данный момент они лидеры. У других были нарушения по качеству работ и по соблюдению норм охраны труда, техники безопасности. Среди частых ошибок – неровный пил рельсового стыка, использование защитных очков вместо маски. А ещё при уборке стружки, которая образуется после сверления болтовых отверстий, забывают пользоваться специальными приспособлениями.


Тем не менее монтёр пути ПМС-230 Игорь Сысоев в целом доволен результатом своей команды:

– Что здесь самое главное? Техника безопасности. Работать в маске, ноги держать на ширине плеч, чтобы искры не попали на одежду. Думаю, мы справились успешно.


Как совершить переворот

2-2.jpgЯ шагаю по рассыпанному щебню между переходами учебного полигона ПМС дальше, к другой площадке. Туда, где ещё издалека привлекают взгляд громадные, красивые машины, издающие протяжный трубный глас.


– Как они называются? – спрашиваю у одного из участников конкурса. Видимо, из любопытства и он решил взглянуть, как справляются с заданием соперники.


– Это укладочные краны, – охотно подсказывает мне незнакомец, не пожелавший представиться. – Тот, что ближе к нам, –
УК-25/9-18, а другой – УК-25/25. Он новее, отличается повышенной грузоподъёмностью, и стрела у него модифицированная. Она может сдвигаться вправо и влево на три градуса. При укладке путей в кривых малого радиуса очень облегчает работу. Но здесь это не имеет значения.


Мы подходим ближе, и в нос ударяет удушливый запах дизельного топлива. Вижу, как машинист УК шагает рядом с медленно идущей машиной, не отрывая руки от её гладкого бока. Будто ведёт на водопой фантас-тическое животное.


– Там, сбоку платформы, находится пульт, и машинист управляет передвижением крана. А помощник сидит в другой кабине, наверху. Видите? Отвечает за грузоподъёмное оборудование, – снова выручает меня мой спутник. Я вскидываю голову вверх. Действительно! Ещё человек на высоте.

Этот командный этап конкурса – укладка рельсошпальной решётки – кажется мне самым сложным. Чтобы разобрать пять звеньев и уложить их обратно, участникам дают 90 минут. От команд требуется большая слаженность действий. На месте старта производства работ уже идёт инструктаж. Напутствуя, Михаил Ермолин, начальник ПМС-31, особо подчёркивает, что одним из критериев оценки является качество.


– Повнимательней! Готовы? Давайте! – машет рукой руководитель.

Сейчас машинист и помощник будут приводить кран в рабочее положение. За 25 минут они должны запустить дизель-генераторную установку, накачать воздух, включить редукторы передвижения в рабочее положение, привести ферму крана в рабочее положение, поднять её и закрепить. Но самый зрелищный момент – переворот рельсового звена. Тогда все глаза устремлены на стрелу крана. От неё выдвигается грузовая траверса, на тросах опускается вниз. Дорожный мастер и монтёры пути проворно зацепляют её за звено. Раз-раз-раз! Готово! Теперь похожее на скелет динозавра звено рельсошпальной решётки повисло в воздухе ребром и... ни с места. На соседнем пути ситуация складывается удачнее. Команде на УК-25/25, едва приступившей к операции, удаётся перевернуть звено рельсами вниз в мгновение ока. Спустя несколько минут звено оказывается на платформе крана.


Главный инженер ПМС-72 Алексей Бусоргин с азартом комментирует:

– Заметили? Работники ПМС-205 долго не могли совершить «перевёртыш», ПМС-31 справилась быстрее.

Но уже к концу работ лидеры поменялись. Похоже, мастерство и умение собраться в нужный момент всегда решают исход соревнования. Как в спорте!


– Поначалу было напряжённо, потом освоились, – говорит машинист укладочного крана ПМС-205 Денис Портнов. – Я считаю, самое сложное на этом этапе конкурса – привести кран в транспортное и рабочее положение. Это долгий процесс, но мы вроде уложились в отведённое время.


Более эмоционален в своих оценках старший дорожный мастер ПМС-205 Алексей Астахов:

– Я впервые на конкурсе такого уровня! Эмоции, конечно, захлёстывают. Да, у нас были сложности, по времени немного отстали. Потом наверстали упущенное.


Соревнование в мастерстве будет ещё долго продолжаться, до самого вечера, пока каждая из шести команд не пройдёт все испытания. По итогам конкурса диплом третьей степени в командном зачёте получили представители ПМС-215, диплом второй степени – ПМС-205. А бесспорным победителем стала команда
ПМС-230. Браво профессионалам!

Алёна Зудина