29 ноября 2021 18:05

29 ноября 2021 18:05

фото: Леонид Акопов

Вопрос дня

Какие знания и навыки необходимы локомотивным бригадам для успешного выявления в пути следования эксплуатационных дефектов ходовой части локомотивов?

Валерий Крицков, инженер техотдела Горьковской дирекции тяги:

– Согласно соответствующей инструкции ПТЭ, регламентирован порядок действий локомотивной бригады по ответственности за состояние узлов и механизмов локомотива с момента его приёма. Так, машинист отвечает за вверенный ему тяговый подвижной состав в целом, но и помощник машиниста обязан обладать не меньшими знаниями, умением пользоваться измерительным инструментом (линейкой, шаблонами), распознавать признаки нарушений поверхности катания колёсных пар (ползуны, ослабление бандажа и т. д.).

Считаю важным не только усвоение локомотивными бригадами пройденного материала в процессе техучёбы.
В пути следования надо быть внимательными и бдительными, строго соблюдать регламент, где прописан порядок действий, как при осмотре подвижного состава, так и в случае фактического выявления эксплуатационного дефекта. Это касается и опытных машинистов, и их помощников, и локомотивных бригад с относительно небольшим стажем.


Алексей Купрейчук, машинист-инструктор ТЧП Мураши эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово:

– 2019 год по Горьковской дирекции тяги – тематический: «Год технической учёбы». Проблеме своевременного выявления эксплуатационных дефектов поверхности катания колёсных пар мы уделяем повышенное внимание. Но надо понимать, что за работу в целом в локомотивной бригаде ответственность несёт машинист. У помощника машиниста есть тоже свои обязанности, поэтому регламент предписывает: кто и где должен находиться, что делать в тот или иной период времени. Так, если локомотив стоит 5 минут и более, то инструкция предписывает машинисту самому произвести осмотр узлов и механизмов, в том числе и ходовой части локомотива. Если теория усвоена прочно, то практический опыт не заставит себя долго ждать.


Алексей Колпащиков, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Киров:

– Существует одна тенденция. Появление эксплуатационных дефектов колёсных пар происходит как бы «волнообразно». Таких случаев или не бывает довольно долго, или выявление дефектов происходит на нескольких электровозах сразу. Такая ситуация только усиливает бдительность локомотивных бригад. Они понимают, что в этой ситуации «недоверие» лучше самоуспокоенности. Любое смещение контрольных рисок бандажа или выброс смазки сразу становятся объектами самого пристального внимания.

Что касается практической техучёбы, то мы сполна пользуемся тем преимуществом, что сервисное локомотивное депо Киров-Вятка расположено рядом с эксплуатационным. В сервисном депо локомотивные бригады могут не только изучить ходовую часть, но и полноценно поработать с измерительным инструментом. Ценность такой техучёбы заключается ещё и в том, что практика проходит на «выкатанных» колёсных парах и снятых бандажах с возможными первичными признаками наличия эксплуатационных дефектов на ранней стадии их развития. От этого процесс техучёбы становится только эффективней.

Леонид Акопов