16 января 2022 14:01

16 января 2022 14:01

фото: Николай Морохин

Страницы истории дороги

Преодолевая кризис, Горьковская магистраль развивала новые технологии

1993



Январь

Электрифицирована линия Ройка – Мыза (13 км).


Февраль

Все дизель-поезда перебазированы в ТЧ Тумская для работы на участке Владимир – Тумская.


23 мая

С вводом нового расписания отменён фирменный поезд Горький – Москва «Буревестник» и введён «Италмас» Ижевск – Москва. «Оптимизированное» расписание, по которому ряд поездов стали отправлять из Москвы без отстоя по прибытии в дневное, а не в ночное время (на Сергач, Берещино, Горький), вызвало резкие негативные оценки пассажиров.


25–27 мая

В Муроме прошла сетевая школа по внедрению АРМ в хозяйстве СЦБ. Участникам показали действующие в дистанции СЦБ Муром АРМ диспетчера, телеграфиста, бухгалтера, кадровика.


Май

На средства администрации посёлка и сельхозпредприятия «Ильиногорский» на более удобное место перенесены платформы о. п. Ильиногорская.


Начало июня

На дороге впервые сформирован и пропущен экспериментальный соединённый поезд весом 12 тыс. т из 160 вагонов по маршруту Горький-Сортировочный – Лянгасово. Его вели двумя локомотивами ВЛ80с машинисты А.Д. Крупин и Ю.Н. Мусихин, помощники машиниста Ю.А. Самарин и А.Ю. Власов, машинист-инструктор В.А. Шамин. В пути изучались особенности управления поездом, реакция на торможение. Было констатировано, что соединённые поезда такого веса технически могут быть пропущены, в частности, при окнах.


Сентябрь

Поезд «Италмас» Ижевск – Москва аттестован МПС как коммерческий. Он имел багажный вагон, библиотеку, пассажиры получали полноценное трёхразовое питание. «Италмас» стал вторым коммерческим поездом на сети дорог после «Ярмарки».


Октябрь

В счёт долгов за перевозку грузов дорога приобрела теплоход «Анатолий Угловский».


Декабрь

Введён в эксплуатацию новый пешеходный мост на станции Юдино с крытым участком.



1994


Январь

В Муроме при дистанции защитных лесонасаждений начал работать колбасный цех, перерабатывающий мясо из подсобных хозяйств отделения.

Окончена реконструкция станции Зелецино с удлинением парка прибытия до 90 вагонов.


Март

На станции Каликино начались испытания сис-темы теплового контроля букс ДИСК, разработанной МИИТ. Проводился контроль нечётных поездов с передачей информации на ПТО Горький-Сортировочный по каналам телефонной связи.


1 июня

В Нижнем Новгороде на детской железной дороге открылись два новых перегона, увеличив втрое её длину.


Июль

Состоялась закладка вокзала Урень. Строители по-обещали ввести в эксплуатацию его первую очередь в сентябре. Сдана она была в 1998 году.

Муромское отделение дороги открыло пивзавод.


Июль

На перегоне Арзамас-2 – Трактовый в порядке эксперимента впервые на сети по предложенной ВНИИЖТ технологии при ремонте пути заменены имеющие большой боковой износ нитки в кривых – правая и левая. Работы провели ПМС-73 и ПЧ-16.

Проведены работы по благоустройству микрорайона Сортировочный в Нижнем Новгороде, заасфальтированы многие улицы, выложены плиткой тротуары, проложен бульвар, открыта скульптурная композиция «Мать и дитя» (автор – Иван Лукин).


Август

Введён в действие путепровод на 432 км на станции Горький-Сортировочный.

В локомотивном депо Агрыз начал работать новый цех текущего ремонта локомотивов.


Сентябрь

Завершена реконструкция колёсного цеха вагонного депо Шахунья, что позволило увеличить обточку колёсных пар на треть – до 900 в месяц.


11 октября

Пенсионер, бывший работник Кировского отделения дороги Геннадий Щёкотов предотвратил теракт. В 7 утра он, проходя вдоль перегона Чухломинский – Киров, заметил на 905 км около 10 метров расшитого пути за несколько минут до прохода поезда Москва – Киров и сумел подать сигнал об остановке локомотивной бригаде.


Октябрь

Ветераны локомотивного депо Горький-Сортировочный предложили руководству дороги создать музей старой железнодорожной техники в мик-рорайоне Сортировочный. В депо начался ремонт двух паровозов для этого музея.

На 15 станциях дороги, имеющих суточную погрузку больше 15 вагонов, внедрялись первые АРМ, ведущие расчёты с грузоотправителями.

Впервые на сети дорог на участках Черусти – Арзамас и Арзамас – Горький внедрена система технической диагностики состояния устройств СЦБ, позволяющая непрерывно получать информацию о нём сменному инженеру дистанции СЦБ. В разработке системы участвовали специалисты дистанции СЦБ Муром.

Магистраль начала компьютеризацию многих процессов и подготовку к скоростному движению.



1995


Март

Центр «Диагностика» получил для опытной эксплуатации первый отечественный вагон-лабораторию геобазы.


Апрель

На Гороховецком направлении внедрена система диспетчерского контроля, разработанная В.Е. Шашуриным. Она позволяет фиксировать в автоматическом режиме положение стрелок и подвижного состава на станциях.


19 июля

На перегоне Каменище – Тарталей произошло крушение поездов – нечётного грузового и почтово-багажного № 908 Москва – Иркутск. В кривой последние семь вагонов грузового состава сошли и опрокинулись на чётный путь, в них врезался встречный поезд. В результате крушения и в ходе аварийно-восстановительных работ погибло девять человек. Причиной стал выброс пути после ремонта, проведённого с нарушением технологии в жаркий день.


28 июля

В Зелецино открыто новое вагонное депо.


Июль

В Нижнем Новгороде прошёл Всероссийский слёт юных железнодорожников.


Август

Изменён маршрут пригородных поездов в сторону Иванова: он стали отправляться не из Новок-1, а из Коврова.


Сентябрь

Горьковская ШЧ установила в Нижнем Новгороде первую АТС нового поколения, что существенно повысило качество связи.


Октябрь

На станции Дзержинск уложен первый стрелочный перевод, рассчитанный на скоростные поезда. С этого началась подготовка к будущему повышению скорости движения на линии Москва – Нижний Новгород.


Ноябрь

Институт «Нижегороджелдорпроект» завершил разработку ТЭО организации скоростного движения до 160 км в час.

«– Четыре часа, – так определённо и лаконично ответил на первый вопрос главный инженер проекта Юрий Антонович Линевич. Разумеется, я не отличался от других его собеседников и для начала хотел знать, сколько времени потребуется поезду на весь путь от Москвы до Нижнего.

Вообще же задумано, что поездов будет два. Один будет ночевать у нас, другой в столице. Утром и вечером они
выйдут друг другу навстречу. И в их расписании будет три остановки – Дзержинск, Ковров и Владимир…

Стройка обойдётся без тяжёлых социальных или экологических последствий, ведь на практике она будет представлять собою реконструкцию существующей трассы, не более того…

Насыпь надо расширять, стандарт требует её нарастить с каждой стороны на 60 сантиметров. А кое-где путь просто придётся отводить в сторону. Строилась дорога для других скоростей, и на ней есть повороты с радиусами кривых 600–800 метров. Высокая скорость допус-кает минимальный радиус два километра. Так что путь придётся порой спрямлять. Чаше – изменяя форму насыпи, уводя по ней рельсы в сторону на три–пять метров. Но вот на шести участках путь отойдёт от современного места солидно, до сорока метров. Самый большой такой участок – четыре километра длиной возле станции Ундол.

Для безопасности пассажиров платформы всех остановочных пунктов будут сделаны высокими. Попасть на них, перейти магистраль можно будет только воспользовавшись тоннелями… Хочется возразить тем, кто говорит, что скоростной поезд будет возить только толстосумов. Да, билеты на него будут дороже, чем на обычный скорый, но доступны людям среднего достатка».

«ВМ», 1995, № 43

В депо Горький-Московский прошёл испытания первый российский электропоезд переменного тока ЭД9т.


Декабрь

В фирменном поезде «Нижегородец» и коммерческом «Ярмарка» организована спутниковая связь.

Николай Морохин