20 августа 2019 14:38
фото: Алексей Яшпертов

Кадровая защита магистрали

Инвестиции в персонал железных дорог России необходимо увеличивать

Детская железная дорога в Нижнем Новгороде, физкультурно-оздоровительный центр эксплуатационного локомотивного депо Горький-Сортировочный, на месте которого должен вырасти учебный центр высокоскоростной магистрали Москва – Казань – посещение их стало своего рода предисловием к заседанию технико-технологического совета ГЖД по кадровым вопросам. Рассматривались они в свете Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.

Самый ценный капитал

Открывая заседание и подчёркивая значимость темы, которую предстояло обсудить, начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун процитировал генерального директора компании Олега Белозёрова: «Люди – наш самый ценный капитал, накопленный за всю историю российских железных дорог, они вместе со всей страной всегда успешно решали сложные задачи… В 2019 году нам следует существенно расширить и увеличить инвестиции в человеческий капитал».


Работа с кадрами – тема многогранная. Аспектов множество: от профориентации до условий труда, повышения его производительности, организации оздоровления и отдыха работников. Цель кадровой работы сформулировал начальник дороги: мы хотим, чтобы в компанию «РЖД», к нам на магистраль приходили лучшие и чтобы они оставались в холдинге.


Баланс обеспечен

Заместитель начальника ГЖД по кадрам и социальным вопросам Александр Тюрников, продолжая тему, акцент сделал на сбалансированности кадровой и социальной политики. Показателями здесь являются укомплектованность штата и текучесть кадров.

На Горьковской магистрали штат укомплектован на 101,1%. Текучесть кадров в прошлом году составляла 6,1% – на 0,3% ниже, чем в 2017-м.


Сбалансирован и кадровый состав – с точки зрения его подготовки и квалификации. 30,3% работников – с высшим образованием. За три года количество их увеличилось на 1,8%, а доля работников со средним профессиональным образованием – на 0,9%.

Статус молодого специалиста имеют 755 человек, из них 241 – с высшим образованием. Сейчас в вузах по целевым договорам обучается 1853 студента.


Важно сохранить и постоянно наращивать кадровый потенциал дороги. А для этого, прежде всего, необходимо обеспечить достойную заработную плату. В прошлом году на полигоне дороги она составляла в среднем 44 975 руб.


Особое внимание традиционно уделяется молодёжи, с которой компания «РЖД» связывает будущее железных дорог. На Горьковской магистрали она составляет 39% коллектива. Специально для этих 39% проводятся «День молодого работника», и «Единый день адаптации молодого специалиста», и коммуникативно-тренинговое мероприятие «Молодой профессионал», и конкурс «Молодая семья», и ежегодный слёт молодёжи. На выявление перспективных работников с лидерским потенциалом нацелен проект «Лучший молодой руководитель Горьковской магистрали». С 2012 года участие в нём приняли
359 человек. 103 из них (или 29%) повышены в должности.


Важным мотивационным инструментом является Коллективный договор, который повышает привлекательность компании на рынке труда. ГЖД помогает своим работникам в решении жилищных проблем. Здесь реализуется инвестиционная программа «Строительство технологического жилья».


В 2018 году Горьковская магистраль принимала участие в региональном этапе конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» и заняла в нём призовые места.
В номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы» она стала победителем по Нижегородской области. Впереди – федеральный этап конкурса.


Создать сеть опорных школ

Тему притока молодёжи затронула в своём докладе начальник службы управления персоналом ГЖД Инесса Кузнецова. Акцент – на профориентации. Задействованы в ней две детские железные дороги – в Нижнем Новгороде и Казани, два детских оздоровительных лагеря – «Сосновый бор» и «Яльчик». Ежегодно организуется поездка агитбригады МИИТ, во время которой студенты железнодорожного вуза встречаются со школьниками. Нынешней зимой такие встречи состоялись в Муроме и Нижнем Новгороде. Пришли на них более 400 школьников.


В Ижевске установлены хорошие рабочие контакты с региональным образовательным центром одарённых детей «Талант. Активность. Успех». Воспитанники центра совместно со специалистами ГЖД подготовили проект по безопасности движения поездов: оснащение переезда визуальной и звуковой сигнализацией для водителя – в дополнение к действующему оборудованию. Авторы представили свою разработку во время осеннего комиссионного осмотра Ижевского региона. А недавно эти ребята побывали в Нижнем Новгороде, где посетили детскую железную дорогу, диспетчерский центр ГЖД, моторвагонное депо Горький-Московский. И узнали, что в мае их проект будет реализован на переезде 36 км перегона Ижевск – Позимь.


Инесса Кузнецова познакомила участников заседания с Концепцией развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД» до 2025 года. Сегодня в ней задействованы 25 детских железных дорог, 67 детских оздоровительных лагерей и 36 подведомственных школ РЖД. Сохраняя все эти базовые направления, необходимо усилить и дополнить их, чтобы вывести профориентацию на качественно новый уровень, увеличить охват детей. Следует, с одной стороны, развивать ДЖД, ДОЛ, подведомственные школы, а с другой – участвовать в федеральных и региональных программах, проектах по профориентации. К слову, воспитанники ДЖД в Нижнем Новгороде стали участниками профориентационных проектов, курируемых президентом России – фестиваля профессий «Билет в будущее» и форума «Проектория».


Проводя профориентационную работу, следует обеспечить качественный отбор подростков. А для этого необходимо поддерживать постоянный контакт с учебными заведениями. Важным направлением должно стать создание сети опорных школ – с профильными классами, внеурочными занятиями на базе УЦПК, ДЖД, отраслевых вузов и техникумов, подготовкой к ЕГЭ.


Полигоны на малодеятельных станциях

Начальник Горьковского учебного центра профессиональных квалификаций Валерий Запасов за-острил внимание участников заседания на необходимости совершенствовать подходы к обучению в УЦПК.


Упор при подготовке работников массовых профессий традиционно делается на практику, с использованием различных тренажёров и оборудования учебных полигонов. Всё это помогает приобретать первичные навыки. Однако после учёбы новичкам бывает сложно (и технически, и психологически) перейти с тренажёров на реальные объекты.


Как помочь преодолеть барьеры? Хороший вариант – создание учебно-тренировочных полигонов на базе малодеятельных станций. Такой опыт есть у коллег с Приволжской дороги, где полигон создан на станции Кокурино. Первоначально на нём велась подготовка машинистов электровозов и тепловозов. Затем к ним добавились составители поездов, контролёры состояния железнодорожного пути и бригадиры пути. На Горьковской магистрали полигон можно создать на станции Костариха, считает Валерий Запасов.


Для высокоскоростной магистрали


Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» нацеливает на подготовку работников новых профессий. Александр Тюрников называет в их числе машинистов, дистанционно контролирующих подвижной состав, рабочих и специалистов по строительству, эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава высокоскоростной магистрали.


Первый заместитель начальника службы управления персоналом ГЖД Владимир Турков представил участникам заседания планы создания учебного центра ВСМ Горьковского УЦПК. Задача 2019 года – завершить разработку проектно-сметной документации, подготовить рабочую документацию, получить разрешение на строительство, а также провести конкурсные процедуры по выбору генеральной подрядной организации.


Опыта обучения персонала для ВСМ в России пока нет. Поэтому налажено сотрудничество с Китайскими железными дорогами и Международным учебно-подготовительным центром Эр Юань, где ведётся подготовка персонала для высокоскоростных магистралей КНР.


Ещё предстоит актуализировать перечень профессий ВСМ и определить, по каким из них будет проводиться подготовка в учебном центре. Необходимо разработать профессиональные стандарты этих профессий, составить примерные планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.


Государственная задача

2-1.jpgГоворя о кадрах, невозможно обойти тему повышения производительности труда. В майском указе президента РФ обозначена цель: обеспечить её рост не менее чем на 5% в год. На государственном уровне разработана программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости».


ОАО «РЖД» является соисполнителем предусмотренных в ней мероприятий. Одно из них – создание федеральных центров компетенций в сфере повышения производительности труда. На сети железных дорог формируются центры повышения эффективности труда персонала – на базе лабораторий методов и нормирования труда.

– Главная идея – это образование на полигоне дороги независимого экспертного органа, который включал бы в себя экспертов по организации и нормированию труда и технологов построения производственных процессов, – пояснила замес-титель начальника отдела организации и оплаты труда Наталья Халезова.


Центр, как независимый от региональных дирекций орган, должен картировать и анализировать выстроенные производственные процессы. Он оценивает необходимость той или иной операции, возможность её автоматизации и роботизации. И отвечает на вопросы о максимальном снижении трудозатрат, о создании высокопроизводительных рабочих мест.


В настоящее время в компании сформирован перечень наиболее трудоёмких производственных процессов – ключевых, занимающих не менее 70% от годового фонда рабочего времени. Это – материал для дальнейшей работы, для выявления резервов повышения производительности труда.


В ведении таких центров – пересмотр нормативной базы, в том числе актов МПС СССР и России. Это, отметила Наталья Халезова, позволит существенно снизить затраты. В 2016 – 2017 годах отменены 210 актов МПС и пересмотрено 157 нормативных документов ОАО «РЖД», сдерживающих производительность труда в компании.


В личном кабинете

Заместитель начальника отдела департамента управления персоналом Александр Збарский познакомил участников заседания с пилотным проектом, который напрямую связан с кадровой политикой компании. Это «Сервисный портал работника РЖД».


Железнодорожники получают оперативный дистанционный доступ к различным услугам, оформлению льгот и гарантий, корпоративной информации. Личный кабинет позволяет просматривать и корректировать свои данные (даже размер спецодежды). В разделе «Мои справки» можно заказать необходимые справки, например НДФЛ, или оформить виртуальное транспортное требование. Есть также разделы «Мои льготы», «Моё продвижение» (можно выдвинуть свою кандидатуру в резерв или на вакансию), «Моё развитие» (позволяет перейти на обновлённый портал дистанционного обучения и в электронную библиотеку бизнес-литературы Корпоративного университета РЖД) и другие.


В планах – развивать раздел «Внешние сервисы» и интегрировать личный кабинет с порталом «Госуслуги», сервисами партнёрских организаций.

Такой «вход» в информационное пространство ОАО «РЖД», безусловно, привлекателен для современных специалистов.


Проекты востребованы

На заседании техсовета обсуждались также вопросы медицинского обслуживания железнодорожников, организации их питания и многие другие, так или иначе связанные с кадровой политикой РЖД.


Подводя итог всему сказанному, начальник дороги отметил: от участников заседания поступило много ценных предложений по выполнению задач, поставленных в долгосрочной программе развития ОАО «РЖД».


– Я вижу те конкретные проекты, которые могут быть реализованы на полигоне Горьковской дороги, – согласен с ним Александр Збарский. – Их востребованность обусловлена не только реализацией долгосрочной программы развития, но и необходимостью обеспечения компании кадрами. Это создание нового учебного центра, сети опорных школ и развитие малых магистралей… Если мы сможем сделать это в течение 3–4 лет, то получим кадровую защиту на полигоне Горьковской железной дороги.

Марина Галкина