29 ноября 2021 17:58

29 ноября 2021 17:58

фото: Николай Морохин

Опережая график

Комплексная реконструкция станции Балезино может завершиться в конце 2021 года

Станция Балезино постепенно выходит на новый качественный уровень приёма, обработки и отправления транзитных грузовых поездов по Северному ходу ГЖД на направлении Кузбасс – Северо-Запад.

2.jpgАлександр Мальцев, главный инженер Горьковской дирекции управления движением


Реконструкция станции была начата с разработки проектной документации по объекту «Строительство двух и удлинение одного путей в Восточном парке станции Балезино». Конечным результатом станет способность участковой станции Балезино обрабатывать до 90 пар транзитных поездов в сутки.


– Александр Валерьевич, что сделано и что ещё предстоит выполнить по программе реконструкции?


– По сути, мы ещё в начале пути. И хотя проектно-изыскательские работы по Восточному парку начались ещё в 2015 году, отправной точкой надо считать положительное решение экспертного совета по инвестиционным проектам «ОАО» РЖД от 8 августа 2017 года. На его заседании обсуждались проекты реконструкции станции Балезино и других станций направления транзитного потока Кузбасс – Северо-Запад.


Основной целью проекта является увеличение пропускной способности станции Балезино до заявленного объёма грузовых поездов в количестве 90 пар, в это число входят 20 пар транзитных поездов длиной до 100 условных вагонов. В случае успешной реализации инвестиционного проекта отпадёт необходимость отклонять маршрут 16 пар транзитных грузовых поездов, сформированных на север, на Южный ход ГЖД. Оптимизация маршрута сократит его на 454 км.


На заседании экспертного совета по инвестпроектам ОАО «РЖД» общая сумма затрат на реализацию инвестпроекта признана обоснованной и утверждена единогласно – 4 млрд руб. Годовой экономический эффект оценивается в 692 млн руб., срок дисконтированной окупаемости инвестиций составит 19 лет. Не исключено, что станция Балезино сможет принимать и обрабатывать и до 100 пар поездов в сутки.


В начале апреля 2019 года к посту ЭЦ Восточного парка будут подключены 5 стрелочных переводов, пункты группировки 13А и 14А. Далее последует включение в ЭЦ стрелочных переводов № 201 и 203.


К августу планируем завершить работы по удлинению пути 12А. Далее соединим действующий участок пути с удлиняемой частью, а после окончания всех строительно-монтажных работ должны получить заключение об их выполнении –
не позднее октября 2019 года. Этим завершится первая очередь реконструкции.


Вторая очередь разделена на три этапа. Первый предусматривает реконструкцию путей Западного и Восточного парка станции с модернизацией устройств электрической централизации обоих парков. Второй этап – реконструкция и строительство соединительных путей на ПТОЛ. Третий этап – строительство обводного пути в Восточном парке для пассажирских поездов.

Сейчас активно проектируется вторая очередь реконструкции станции. К концу года рассчитываем получить результат. Строительство будет развёрнуто в 2020 году и завершится в 2023-м. Это согласно планам проектировщиков.


Есть другой вариант. Руководством ОАО «РЖД» поставлена задача ускорить строительство, завершить полевую часть работ и открыть движение до конца 2021 года. Над выполнением поставленной задачи работает оперативная группа под руководством главного инженера ГЖД Андрея Юрьевича Ищенко.


– Каким видится конечный результат?


– Только от строительства двух путей и удлинения одного в Восточном парке за счёт увеличения участковой скорости ожидаемый годовой экономический эффект составит 2,1 млн руб. Существенное преимущество даст сокращение простоя транзитного поезда с обработкой и экономия расходов за счёт увеличения среднего веса поезда. По всем позициям ожидаемый годовой экономический эффект составит 48,9 млн руб. Срок окупаемости проекта – 8 лет.


– Интерес вызывает строительство обводного пассажирского пути. Какую цель оно преследует?


– По новому пути будут направлены все пассажирские поезда в нечётном направлении. На данный момент пакетный график пассажирских поездов, пусть незначительно, но всё же сдерживает грузопоток. Кроме этого, смешанный приём в Восточном парке вызывает задержки поездов у запрещающих сигналов. Согласно проекту, обводной путь исключит смешивание враждебных маршрутов приёма нечётных грузовых поездов, заездов-выездов локомотивов на ПТОЛ и движения пассажирских поездов. Так технологичнее и безопаснее.


Конечно, предстоят расходы. Новый путь для пассажирских поездов будет проложен уже по поселковой территории, поэтому разноуровневые согласования неизбежны. Это связано как с процессом отчуждения земли, так и со строительством шумозащитного экрана для домов, которые окажутся вблизи зоны строительства. Таких домов наберётся десятка полтора. Но и это не всё. Так, для нормализации экологического воздействия на людей, связанного с приближением движения поездов непосредственно к жилым домам, нескольким сотням семей в качестве компенсации будут поставлены пластиковые окна,
которые более шумонепроницаемы, чем деревянные.


– Это перспективы, а какими внутренними ресурсами располагает станция Балезино, чтобы обрабатывать как можно больше транзитных вагонов?


– Нам удалось резерв не только найти, но и и актуализировать его, исключив ремонт автотормозного оборудования из технологического цикла. Станция Балезино вошла в гарантийное плечо Пермь – Лянгасово, и операция по ремонту тормозов внутри гарантийного плеча стала лишней. По этому вопросу руководством дороги был сделан запрос в ОАО «РЖД», где нас поддержали.


С отменой ремонта автотормозного оборудования (полное опробование тормозов от УЗОТ осталось) техобслуживание вагонов сократилось с 47 минут до 25. При этом объём функций ПТО станции Балезино не изменился в отношении сборных поездов. Изменение времени простоя вагонов относится исключительно к транзитным поездам.


Сокращение времени простоя транзитных поездов по автотормозному (эксплуатационному) оборудованию, в свою очередь, на пять минут сократило время коммерческого осмотра – с 30 до 25. Таким образом, общее сокращение простоя транзитного поезда сократилось с 78 минут до 56. Сумма годового экономического эффекта от сокращения простоя под обработку составила
2,5 млн руб.



3.jpgДенис Сюзев, начальник эксплуатационного локомотивного депо Лянгасово:


– Как для Горьковской дирекции тяги в целом, так и для нашего депо в частности, комплексная реконструкция станции Балезино принесёт только плюсы. Главный из них – это постепенное увеличение объёмов работы. Так, на данном этапе наша работа сейчас составляет в проводке 60 пар поездов, но постепенно она увеличится до 80 пар, а потом будет доведена до 90–100.

Увеличение объёмов работы почти на треть существенно повысит эксплуатационные и финансовые показатели дирекции тяги. Например, производительность локомотива. Мероприятия по реконструкции станции призваны снизить простои поездов у запрещающих сигналов светофора, движение на ПТОЛ для ТО-2 станет оптимально производительным.

Не менее важен и кадровый вопрос. Под возросшие объёмы в депо откроются новые рабочие места, что актуально в Кировской области. Плюс дополнительная мотивационная заинтересованность всех локомотивных бригад в повышении своей квалификации.



4.jpgМихаил Быков, главный инженер Горьковской дирекции по энергообеспечению:


– В целом подготовительные работы по подключению двух построенных и одного удлинённого пути в Восточном парке станции Балезино у энергетиков трудностей не вызвали. Полностью заменены жёсткие поперечины.

Контактная сеть состоит также из новых материалов. Поэтому каких-то проблем при переключении как на постоянный, так и переменный ток не предвидится.

Обновлена подводка питания на обустройства СЦБ, а также система электроснабжения освещения вновь созданных путей и производственно-бытовых помещений.

Отмечу, что каких-то принципиальных технологических изменений в схемах электроснабжения станции Балезино не потребовалось. Пункты группировки токов усилены дополнительными ячейками, что также не является чем-то принципиально новым или трудновыполнимым.

Леонид Акопов