07 декабря 2021 23:23

07 декабря 2021 23:23

Расходы под контролем

На Горьковской дороге в 2018 году экономия топливно-энергетических ресурсов составила 34 млн рублей

Вопросы энергоэффективности сегодня актуальны как никогда. Рост потребления ТЭР, их стоимость и влияние на окружающую среду из года в год заставляют поднимать вопросы по энергосбережению.
С подведения итогов началось заседание технико-технологического совета ГЖД, посвящённое повышению энергетической эффективности производственных процессов на полигоне дороги, который прошёл под председательством первого заместителя начальника Горьковской железной дороги Александра Процкого.
Доля расходов на приобретение ТЭР от общих затрат ОАО «РЖД» с каждым годом увеличивается: если в 2010 году она составляла 13%, то по итогам 2018 года выросла до 20%. И почти в 6 раз превысила экономический эффект, достигнутый за счёт снижения удельных расходов на топливно-энергетические ресурсы.
На Горьковской железной дороге по итогам прошлого года на приобретение ТЭР направлено почти 17 млрд руб. Абсолютное значение стоимости покупки электроэнергии на тягу поездов ГЖД составило почти 11 млрд руб.  

– При этом ОАО «РЖД» является лидером по энергоэффективности в грузовом движении среди всех железнодорожных компаний мира.
А вот в пассажирском – занимает четвёртое место в мире, уступая по этому показателю Китаю, Японии и даже Индии, – сказал Александр Процкий.

Примерно такая же ситуация складывается и на Горьковской железной дороге. Новые серии электровозов и тепловозов имеют удельный расход энергоресурсов на 5–10% меньше, чем их предшественники. К примеру, тепловозы серии 2ТЭ25КМ, которые поступили в эксплуатационное локомотивное депо Агрыз Горьковской дирекции тяги. О первых итогах эксплуатации локомотивов новых серий доложил начальник Горьковской дирекции тяги Владислав Корочкин. По результатам поездок в феврале-марте 2019 года на один поезд массой 3000–4000 тонн, проведённый локомотивом серии 2ТЭ25КМ, дизельного топлива потребовалось меньше, чем для трёхсекционного 3ТЭ10. На участках Агрыз – Круглое Поле и Агрыз – Биклянь экономия дизельного топлива составила 20%.

Начальник Горьковской дирекции тяги рассказал и о ресурсосберегающих системах, установленных на локомотивах. В частности, о прогреве от одной секции, которой оборудован локомотив 2ТЭ10М № 750. Система позволит не только экономить дизельное топливо на горячий простой. При выходе из строя одной секции поезд сможет доехать до станции на второй: заказывать вспомогательный локомотив не надо. При условии оборудования такой системой всего парка тепловозов Горьковской дирекции тяги планируемый эффект составляет 35% от расхода дизельного топлива при горячем простое тепловозов 2ТЭ10М, или 425 тонн топлива в год. По словам Владислава Корочкина, после некоторой доработки схему планируется запустить на весь парк.

На чём ещё удалось сэкономить, а где сработали с увеличением расходов, рассказал начальник топливно-энергетического центра Рафаэль Хайруллин. По его словам, по итогам прошлого года получена экономия электрической энергии, дизельного топлива на тягу поездов. С экономией сработали по бензину и дизельному топливу на собственные нужды, каменному углю и топочному мазуту. Не удалось добиться сокращения расходов электроэнергии на горячий простой и перемещение, и здесь большая доля вины дирекции моторвагонного подвижного состава. Но Игорь Абрамов, начальник ДМВ, пояснил, что за счёт разработанных мероприятий за два месяца 2019 года расход электроэнергии на горячий простой уже удалось снизить на 26,6%.  

Немаловажная роль в ДМВ отводится и такому энергосберегающему фактору, как рекуперативное торможение. Этой теме Игорь Абрамов уделил особое внимание. Экономический эффект от применения рекуперации в 2018 году составил 6,794 млн кВт на сумму более 26 млн руб.

– Наиболее значимыми мерами, направленными на повышение эффективности такого торможения, являются настройка неисправных схем рекуперативного торможения, обучение и материальное стимулирование работников локомотивных бригад. На сегодняшний день все электропоезда используют эту систему. С неисправной системой рекуперативного торможения выпуск в рейс запрещён.

Переходя к стационарной энергетике, Рафаэль Хайруллин отметил, что её доля потребления на дороге составляет 15%. В этой части самый большой расход – у дирекции инфраструктуры, дирекции по энергообеспечению и дирекции по тепловодоснабжению. Но если в некоторых дирекциях на увеличение энергопотребления есть объективные причины, то у других – такой рост порой вызывает вопросы. В дирекции инфраструктуры наиболее энергоёмким оборудованием является система электрообогрева стрелочных переводов. В прошлом году расход на эти цели составил более 7 млн кВтч. Главный инженер ДИ Вадим Ракитский пояснил, что одной из причин такого расхода стал недостаточный контроль со стороны среднего командного звена дистанций пути и инфраструктуры за включением и выключением электрообогрева. В связи с этим Александр Процкий поручил подготовить документ о материальной ответственности за непроизводительные потери.

Свой план мероприятий по сокращению потребления энергетических ресурсов представил главный инженер дирекции по тепловодоснабжению Максим Шишкин. На некоторых пунктах руководитель дирекции остановился подробнее. В числе мероприятий по энергосбережению – техническое перевооружение котельной ПТОЛ на станции Агрыз, которая будет переведена на природный газ. Это сократит расходы на дизельное топливо (на 1,681 млн руб.) и на каменный уголь (на 1,328 млн руб.). Ввод котельной планируется в 2020 году и позволит полностью уйти от использования дизельного топлива в котельных ГДТВ.

Одним из перспективных проектов, направленных на энергосбережение, является внедрение ресурсосберегающих технологий по освещению станций. Главный инженер Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев тоже остановился на конкретных проектах энергосбережения.
– 2018 год стал для дирекции результативным в вопросе повышения энергетической активности. По отношению к 2017 году снижение потребления составило 3 млн кВтч, – сообщил в своём докладе Александр Мальцев.

И это не предел – потенциал энергосбережения не исчерпан. В этом году в планах дирекции – тиражирование двух проектов бережливого производства, которые позволят сэкономить более трёх миллионов рублей. Оба проекта уже показали неплохие результаты.

Начальник Горьковской дирекции по энерго-обеспечению Вячеслав Корнеев рассказал о статическом генераторе реактивной мощности (устройство поперечной компенсации реактивной мощности) на постах секционирования станций Поздино и Оричи. На сегодняшний день СГРМ является одним из эффективных технических решений для повышения пропускной способности участков за счёт снижения отклонения уровня напряжения в тяговой сети при максимальной её загрузке тяговым подвижным составом.

Таких устройств на всей сети железных дорог – всего пять штук, и два из них внедрены на Кировской дистанции электроснабжения. В прошлом году они успешно прошли испытания. А в конце первого квартала 2019-го будут подводиться первые итоги их работы. Однако можно уже сейчас говорить о положительных результатах работы генераторов.

– Экономический эффект от внедрения данных установок рассчитан по показателям потребления электроэнергии за 2016 год. Так, на участке Лянгасово – Бумкомбинат экономия электроэнергии составляет почти 900 МВтч, на участке Марадыковский – Лянгасово – более 700 МВтч, – подытожил Вячеслав Корнеев.
Все конструктивные предложения участников технико-технологического совета по повышению энергетической эффективности и внедрению ресурсосберегающих технологий войдут в итоговый протокол.

Вера Гараева