20 апреля 2019 09:16

Страницы истории дороги

Магистраль завершила электрификацию своего Южного хода

1985


Январь

В локомотивное депо Казань пришли первые два электропоезда переменного тока Р9е для будущей работы на электрифицированном Южном ходу.


Март

Группа работников дороги удостоена медалей ВДНХ за разработки в сфере экономии ресурсов.


Май

Локомотивное депо Горький-Московский награждено орденом Отечественной войны I степени.


8 мая

Открыт памятник воинам-железнодорожникам на станции Горький-Сортировочный.

«Право открыть памятник предоставляется бригадиру вагонного депо Горький-Сортировочный Герою Советского Союза Ю.А. Дементьеву. Спадает покрывало, и взору присутствующих открывается памятник – вздыбленный взрывом рельс, и рядом – фигура железнодорожника.

– 32 деповчанина остались лежать на полях сражений, – сказал в своём выступлении ветеран войны слесарь локомотивного депо Горький-Сортировочный В.И. Маньковский. – Память о них всегда жива в наших сердцах.

Выступившие на митинге слесарь вагонного депо Горький-Сортировочный С.В. Медведев, машинист локомотивного депо Горький-Сортировочный Н.В. Щаев, первый секретарь горкома КПСС А.А. Соколов говорили о подвиге советского народа в годы войны, о том, что, храня память о павших, нужно сделать всё для того, чтобы не допустить нового военного пожара».

«ВМ», № 90, 10 мая


Июль

На участке Яр – Верхнекамская сдана в эксплуатацию новая станция Гарь.


Сентябрь

Открыт путепровод на станции Арзамас-2.


21 октября

Открыто движение на переменном токе, в том числе пригородных электропоездов, на Казанском узле между Шеморданом и Свияжском.

«21 октября с пригородной платформы станции Казань отправился в первый рейс до Васильева красавец-электропоезд ЭР9Е-598 на переменном токе, управляемый машинистом Г. Колесовым и его помощником
Р. Ситдиковым.

Новые электрички, как отметили первые пассажиры, не только внешним, но и внутренним видом отличаются от прежних, работавших около 20 лет на постоянном токе.
В их светлых салонах полумягкие сиденья, приятного цвета пластиковые стены и потолки. Да и идут они по рельсам мягче…

С сегодняшнего дня поезда повышенного веса и с большей скоростью будут водить мощные и экономичные электровозы. Электрификация существующих линий – это одно из главных направлений ускорения научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте. Достаточно сказать, что за счёт внедрения электрической тяги на участке Кизнер – Шемордан, введённого в эксплуатацию в конце прошлого года, производительность труда возросла на
23 процента, снизилась себестоимость перевозок, увеличилась скорость поездов, возрос их вес».

«ВМ», № 207, 26 октября


1986


Январь

Организован фирменный поезд 611/612 Горький – Москва «Горьковчанин».


30 января

Открыто движение на электротяге между Вековкой и Сергачом.


«Позавчера, 30 января, в 17 часов 45 минут начался отсчёт времени нового периода в жизни Муромского отделения. Именно в этот момент на его полигон отправился первый грузовой поезд на электрической тяге.

Рейс начался на станции Сергач. Здесь в кабину электровоза серии ВЛбОк сели муромские машинист-инструктор А.М. Ширманов и его помощник А.В. Александров. Они и повели поезд № 2315.

Впервые в практике отечественной электрификации железных дорог сразу пускается в эксплуатацию участок протяжённостью более 370 километров».

«ВМ», № 22, 1 февраля


Февраль

В Казани начала действовать АСУ «Экспресс-2» по продаже билетов.


Апрель

На станции Горький-Московский у платформ проведено разделение путей на блок-участки, что позволило принимать на каждый путь по два электропоезда.


Май

Введён в эксплуатацию вокзал Мураши.


27 мая

Заменены пролётные строения моста через Клязьму в районе Коврова.


20 ноября

Открыт электрифицированный участок Канаш – Юдино длиной 114 км.

«Установлена эта памятная опора на станции Канаш, являющейся границей между Казанским и Муромским отделениями Горьковской магистрали. На вершине этого с трёхэтажный дом памятника золотом сверкает цифра – 50 000. А внизу на гранитной мемориальной доске выгравировано: «С вводом электротяги на участке Юдино – Канаш протяжённость электрифицированных железных дорог Союза ССР достигла 50 000 километров».

Для того, чтобы эта юбилейная символическая опора контактной сети могла по праву устремиться ввысь, оставалось электрифицировать всего 80 километров с небольшим. Вроде бы невелик участок. И тем не менее пройти его оказалось нелёгким делом для казанских транспортных строителей (главных подрядчиков) и их смежников из Москвы, Вязьмы, Куйбышева, Горького и Чебоксар. Трудными были условия выполнения работ: нарастающий темп перевозок грузов и пассажиров, ремонт пути... И всё же электрификаторы установили за короткий срок тысячи опор контактной сети, соорудили две тяговые подстанции, возвели посты ЭД и дежурные электропункты, жилые дома для железнодорожников.

...Идёт торжественный митинг, посвящённый открытию регулярного движения поездов на электрической тяге от Канаша до Юдина. Звучат имена тех, кто отличился упорным трудом на вводе участка. Называют прорабов ЭМП-701 и 702 Александра Фёдоровича Жижонкова и Ефима Нестеровича Бабичева… На совесть трудились и работники поезда СМП-541 треста «Казтрансстрой» (начальник Н.Е. Потылкин), на которых легла основная нагрузка по вводу участка: прораб Г.Г. Ляпунов, строймастер Н.М. Фёдоров, монтажник Н.Р. Иванов и многие другие.

Большую помощь транспортным строителям оказали казанские, юдинские и канашские электрики, связисты и путейцы. А все трудовые коллективы постоянно ощущали поддержку руководства Казанского отделения и служб дороги, местных партийных и советских органов…

После слов благодарности в адрес транспортных строителей ключ от открываемого участка электрификации передаётся в надёжные руки одного из лучших машинистов локомотивного депо Канаш В.В. Порфирьева. Ему выпала честь отправляться в первый рейс».

«ВМ», № 226, 26 ноября


11 декабря

Локомотивное депо Горький-Сортировочный награждено орденом Трудового Красного Знамени.



1987


Январь

Начальником Горьковской железной дороги назначен Леонид Иванович Матюхин.


5 января

В Горьком на Московском вокзале начала работать система продажи билетов «Экспресс-2».


Май

На предприятиях дороги начались выборы руководителей.

«В депо Сергач сменилось четыре начальника, не считая исполняющих его обязанности в периоды «межцарствий». Смена руководителей не способствовала улучшению положения дел, наоборот – производственные показатели предприятия с течением времени ухудшались. Не выполнялись производительность труда, себестоимость. Не справлялись с заданиями по перевозкам народнохозяйственных грузов… В апреле расписался в собственном бессилии на посту начальника депо очередной назначенец администрации… И тогда партийная и профсоюзная организации решили: хватит, пусть коллектив сам думает, кому быть его руководителем...

Машинисты В.П. Тимин, А.А. Митрохин, В.Н. Тимошин, помощник машиниста А.Г. Туркин предложили на пост начальника депо своих кандидатов. Каждый постарался обосновать, почему он выдвигает именно этого человека. Обсуждали деловые качества кандидатов, стиль их поведения с людьми, высказывались предположения по способности того или много вывести депо из прорыва.

В.Н. Тимошин предложил выбрать Доронина начальником депо: работает здесь свыше 15 лет. Хорошо знает людей, обстановку. Знают люди и его, вот почему его предложение поддержали, выступив на собрании, машинист В.Н. Баранкин, инженер Н.М. Хлынов, машинист-приёмщик Н.А. Жадобов, слесарь А.М. Ужицын. Поддержали и другие: во время тайного голосования 234 работника депо из 239 присутствующих на собрании захотели, чтобы начальником локомотивного депо Сергач стал
В.С. Доронин».

«ВМ», № 92, 14 мая


В Юдине открыт новый санаторий-профилакторий.


30 июня

С открытием движения на электротяге по участку Канаш – Сергач длиной 141 км завершена электрификация всего Южного хода.


Ноябрь

В Кирове открыт Дворец культуры железнодорожников.


«Огромное зеркало, хрустальные светильники. А вот и Большой театральный зал на 500 мест. Новенькие кресла быстро и аккуратно собрали столяры В. Панкин и Н. Корш из Кировской дистанции гражданских сооружений.

– Вообще, скажу я вам, все предприятия потрудились на строительстве Дворца, не только СМП-371. Локомотивщики работали над сценой с поворотным кругом, вагонники занимались вентиляцией… Всем им большое спасибо, – говорит директор Дворца В.Д. Попцов.

На первом этаже есть и спортзал с выходом на стадион и к теннисным кортам. Приятное с полезным соседство.

По одной из двух парадных лестниц поднимаемся на 2-й этаж, потом на 3-й. Выставочный зал, музыкально-театральная гостиная... А вот здесь будет небольшой, но зато свой кукольный театр.

Я не успеваю записывать всё то, что показывает директор Дворца культуры, настолько здесь много всякого интересного.

Видели бы вы люстры Дворца! Нигде нет таких на дороге, как и готовящейся к эксплуатации системы управления театральным освещением со всеми эффектами и блоком памяти. О кондиционерах я уже не говорю».

«ВМ», № 212, 5 ноября


На Горьковском отделении дороги построен электропоезд для развоза хлеба.


«На Горьковском отделении дороги в ходу весьма полезная новинка. Группа инженеров, возглавляемая Вячеславом Сергеевичем Булгаковым, создала из списанных моторных вагонов электричек оригинальный самодвижущийся экипаж для развозки хлеба по магазинам орса, находящимся на маленьких станциях и разъездах. По бокам самоходки надпись «Колос».

До этого хлеб и продукты развозили в вагонах, прицепляемых к проходящим грузовым поездам, что требовало большой маневровой работы, снижало пропускные возможности участков. Поскольку перед путейскими казармами поезда не останавливались, хлеб и продукты в контейнерах просто сбрасывались. Нередко буханки превращались в сплошное хлебное месиво…

Вагон бывшей электрички подвергся значительным переделкам. Из него убрали сиденья для пассажиров, что позволило создать довольно большую площадь для размещения перевозимых продуктов и товаров первой необходимости. Подновлены кузов, тормоза, электрическое оборудование, создана кабина для машиниста. Вагон имеет ход как вперёд, так и назад. У машиниста есть радиосвязь и с дежурным по станции, и с диспетчером. По существу это поезд, только малого размера.

Труженики Горьковского отделения дороги с одобрением отзываются о самоходной развозке. Железнодорожники, работающие на линии, получили возможность иметь хлеб чуть ли не горячим, а он выпекается механизированным хлебозаводом Горьковского орса на станции Каликино».

«ВМ», № 225, 25 ноября


Декабрь

На станции Ува открыт вокзал, совмещённый с автовокзалом.



1988


Январь

Открыт вокзал Балезино.


Апрель

По итогам I квартала 1988 года Горьковской железной дороге присуждено переходящее Красное знамя МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортных строителей.


4 июня

4-2.jpgВ 9 часов 32 минуты при входе железнодорожного грузового поезда на станцию Арзамас-1 Горьковской железной дороги в составе произошёл взрыв.

«Получили разрушения и повреждения железнодорожный вокзал, близлежащие здания, объекты транспортного и энергетического хозяйства. По предварительным данным, погибло 68 человек, более 200 – госпитализированы.

На месте происшествия действуют аварийно-спасательные команды. Пострадавшим оказывается срочная медицинская необходимая помощь с привлечением сил гражданской обороны, организовано переселение жителей повреждённых домов.

Работает правительственная комиссия во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР
Г.Г. Ведерниковым по ликвидации последствий аварии и расследованию её причин.

Горьковский обком КПСС, облисполком, руководство дороги и дорпрофсож выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших в результате аварии».

«ВМ», № 108, 7 июня


Август

На Горьковскую железную дорогу поступили первые пять автомотрис АЧ чехословацкого производства. Они приписаны к депо Канаш.


Октябрь

Открыто здание предварительных касс с помещениями пассажирской службы дороги на площади Революции в Нижнем Новгороде.


4 ноября

Открылось движение поездов на электротяге на участке Окская – Зелецино длиной 33 км.

«Вроде бы и невелик отрезок пути, однако его электрификация дала Горьковскому отделению дороги немало выгод. На 26–30 процентов увеличилась пропускная способность участка, появилась возможность формировать поезда без ограничения весовых норм, значительно повысился уровень перевозок наливных грузов Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода».

«ВМ», № 215, 10 ноября


10 декабря

В Ленинакан, где произошло землетрясение, был отправлен банно-прачечный поезд с паровозом Л и бригадой депо Горький-Московский.



1989


Июль

В локомотивном депо Горький-Московский создан электропоезд для работников ПМС «Путеец».


Сентябрь

В Горьком на Московском шоссе открыт новый пригородный павильон Московского вокзала.


Октябрь

Начал работать завод железобетонных конструкций в Горьком на станции Костариха.


30 декабря

Принят в эксплуатацию электрифицированный участок Окская – Шониха длиной 37 км.

Николай Морохин