18 сентября 2019 12:30

Где водится «СОМ»

Съёмный, одиночный, малогабаритный – очевидно, так расшифровывается название дефектоскопов «СОМ», которые поступили в хозяйство пути Горьковской магистрали. Четвёртому слову (ультразвуковой) не нашлось места в этом красивом имени. Однако специалисты и без того знают, что к чему.
– Горьковская железная дорога – одна из первых, которая получила и осваивает такое оборудование, – сообщает нам заместитель начальника лаборатории дефектоскопии Нижегородского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Зурдун Мусаев. – Создано оно в компании, известной своими разработками в области диагностики железнодорожной инфраструктуры.

«СОМ» предназначен для однониточного сплошного и локального контроля рельсов, для контроля сварных стыков и элементов стрелочных переводов, контроля рельсов покилометрового запаса. Однониточный дефектоскоп незаменим, когда проверку пути по двум нитям одновременно проводить трудно или небезопасно. На мостах и в тоннелях, например.

Для любого оборудования значим результат, который может быть получен с его помощью.
В данном случае – качество контроля. У дефектоскопов оно во многом зависит от количества каналов контроля, различающихся между собой углом ввода, разворотом относительно продольной оси рельса. «СОМ» – это 16 каналов контроля: 14 – сплошного, 2 – локального (ручного).
Но важно и другое.

– В дефектоскопе использованы инновационные технологии ультразвукового контроля, –
продолжает заместитель начальника лаборатории. – Здесь применён адаптивный порог для автоматической настройки чувствительности каналов. Это позволяет выявлять дефекты на более ранней стадии их развития. И в этом принципиальное отличие «СОМ» от других съёмных дефектоскопов. Прежде адаптивный порог применялся только на мобильных средствах диагностики – на вагонах-дефектоскопах. Уровень записи при адаптивном пороге значительно чувствительнее обычных классических методов контроля.  

Где, в какой именно точке сейчас находится дефектоскоп – подскажет система глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Удобно и самому дефектоскописту (точность координат лишней не бывает!), и его руководителям (дисциплинирует работников!). Информацию из электронного блока дефектоскопа на компьютер можно сбросить при помощи съёмных носителей, а также беспроводным способом – через мобильный Интернет.

– Уже есть первые отзывы о новом оборудовании, – подводит итог всему сказанному Зурдун Мусаев. – Работники, в частности, отмечают простоту его конструкции, удобство в использовании. Традиционно самые тяжёлые части дефектоскопов – это ёмкость с контактирующей жидкостью и аккумулятор. У дефектоскопа «СОМ» они размещены не на раме, а в рюкзаке. Так что нагрузка на руки у человека, работника – минимальная. Положительно оценили в дистанциях звуковую и световую индикацию: чуть превышена скорость контроля – работник сразу это и увидит, и услышит. И, соответственно, замедлит шаг.
Марина Галкина