26 мая 2019 01:21
фото: архив автора

Страницы истории дороги

Электрификация Южного хода и внедрение АСУ стали главными событиями этих лет

1981


Январь

В локомотивном депо Канаш открыт цех по ремонту тепловозов.


28 января

Открыт мост через Оку на чётном пути на перегоне Муром – Приокский.


16 февраля

Открыто движение на электротяге на участке Красноуфимск – Дружинино.

«Тысячи вопросов в ходе работ оперативно решались управлениями Горьковской и Свердловской дорог, обкомами, горкомами и райкомами КПСС, органами советской власти, предприятиями и организациями, причастными к вопросам электрификации. Это касалось ускорения строительства тяговых подстанций Ключевая и Бисертский Завод, пяти постов электрического централизованного управления стрелками, установки железобетонных и металлических опор и мачт, монтажа на них контактного провода, сооружения систем автоблокировки и связи и т. д. Бригады специалистов СМП-148 и 588 треста «Севкавтрансстрой», СМП-863 «Транссвязьстроя», СМП-812 «Транссигналстроя» внесли весомый вклад в соревнование за досрочное выполнение работ. На них равнялись специалисты ЭМП-702 треста «Трансэлектромонтаж», мостопоезда № 33 Дорстройтреста, СМП-283 и 166, СУ-113 «Южтрансстроя», СМП-556 «Казтрансстроя».


Бригады СМП-702 А.А. Митрейкина, В.А. Гребенкина, В.П. Иванюкова, А.П. Левина хорошо потрудились на монтаже контактной сети, на установке оборудования на тяговой подстанции под руководством прорабов А.Д. Власова и А.Я. Векулы. Не перечесть всех ударников из числа транспортных строителей.

Однако сил на выполнение в короткий срок колоссального объёма работ у них не хватало. На помощь пришли специалисты Горьковской дороги. Ударный их отряд из коллективов участков энергоснабжения Горьковского, Владимирского, Кировского и Муромского отделений, из ПМС-109, 215, 230, 73, 107 и 40, а также из разных дистанций сигнализации и связи, пути, участков контактной сети героически работал на объекте электрификации. Среди этих тружеников – электромеханик П.М. Гребнев, бригадир пути Р.Л. Артемьевских, бригады контактников В.Ф. Панкова, А.Е. Спирина, А.А. Тимощука, Б.А. Пупышева, старший электромеханик В.М. Свизев, старший электромонтёр Р.С. Журавлев, коллективы под руководством заместителя начальника Красноуфимской дистанции пути Г.И. Пасхина и другие, начальника отдела связи Ижевского отделения A.Я. Красоты.

Дежурные по станции Ключевая Н.С. Телепов и B.А. Соболев, дежурный по Ижевскому отделению В.М. Герман и их коллеги чётко обеспечивали работу строителей и монтажников в предоставляемые окна, несмотря на интенсивное движение на участке».

«ВМ», № 33, 18 февраля


Март

Начальник отдела вычислительного центра Горьковской железной дороги В.И. Бирюков и старший инженер-электроник В.Я. Костеев отмечены серебряными медалями ВДНХ СССР за участие во внедрении АСУ работы сортировочной станции. Вычислительный центр награждён диплом II степени.


2 апреля

Указом Президиума Верховного Совета СССР машинисту тепловоза локомотивного депо Муром В.Н. Зуеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Виктор Николаевич Зуев (1930–1991) родился в Муроме. Начал работать в локомотивном депо Муром кочегаром в 1946 году. Вскоре стал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза. В 1960 году прошёл переобучение для работы на тепловозе. В совершенстве владел профессией, безупречно водил поезда. Выступил в депо с инициативой сократить накладное время на приёмку и сдачу тепловоза локомотивной бригадой и показал, как провести их быстро и правильно. Виктор Зуев уделял большое внимание поддержанию в сохранности локомотива, подавал в этом пример другим машинистам, помогал им осваивать необходимые для этого приёмы. Виктор Зуев был почётным железнодорожником, среди его наград – два ордена Ленина, орден «Знак Почёта».


28 апреля

Пущен пригородный поезд Ижевск – Алнаши.


30 апреля

Введена в эксплуатацию контактная сеть на перегоне Горький-Сортировочный – Петряевка.


29 мая

Дзержинской дистанции пути вручен орден «Знак Почёта».

«Особенно результативной стала для дзержинцев десятая пятилетка. Сплочённый коллектив дистанции выполнил её задания досрочно, за четыре с половиной года, свои двести с лишним километров железнодорожного пути – участок весьма грузонапряжённый, с интенсивным движением –
дзержинцы содержали в образцовом состоянии. Одиннадцать раз за пятилетие коллектив выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании, дважды награждался переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Передовые технологические методы текущего содержания бесстыкового пути дзержинцев получили на ВДНХ почётный диплом II степени».

«ВМ», № 104, 2 июня


Июль

На должность начальника Горьковской железной дороги назначен Анатолий Фёдорович Басов, работавший начальником Кировского отделения дороги.


Август

В Горьком работала сетевая школа передового опыта, посвящённая проектированию типовых комплексов задач автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом.



1982


Январь

На вокзале Киров принят в эксплуатацию конкорс.

На станции Лянгасово впервые на сети внедрён комплекс задач автоматизированного составления станционной отчётности.


18 января

Открыт новый вокзал Сарапул.


25 ноября

Открыто регулярное движение поездов на электротяге на участке Красноуфимск – Янаул.



1983


Январь

На Горьковскую железную дорогу прибыло два электропоезда новой серии ЭР9Е, получивших приписку к депо Горький-Московский и Киров.


Апрель

На Московском вокзале в Горьком впервые на дороге смонтирована венгерская информационная система «Визинформ».


29 мая

С вводом нового графика организованы поезда: Казань – Круглое Поле и Горький – Тбилиси.


1 ноября

Сдан в эксплуатацию санаторий-профилакторий «Железнодорожник» в Городецком районе Горьковской области.


Декабрь

Завершено строительство вокзала Йошкар-Ола: он получил симметричный пристрой.

Вышла в свет книга «Стальная магистраль Нечерноземья» (Горький, 1983) об истории Горьковской железной дороги.


14 декабря

Открыто движение на электрифицированном участке Янаул – Агрыз протяжённостью 139 км.

«Грандиозная работа проделана электрификаторами. На участке установлено 6233 опоры, смонтировано 403 километра контактной сети, 167 километров кабеля МПС и 251 километр кабеля МС, построено 5 усилительных пунктов связи. Введено 8 постов ЭЦ, проведена электрическая централизация стрелок и сигналов. Вступили в действие три тяговые подстанции. Построено 9 километров станционных путей.

В актах рабочей комиссии было отмечено 19 недоделок. К началу работы Государственной комиссии 99% этих недоделок были устранены.

В электрификации этого года отличились коллективы строительно-монтажного поезда № 184 треста «Казтрансстрой» (начальник Р.Ш. Ахунов) и строительно-монтажного поезда № 205 треста «Орджоникидзетрансстрой» (начальник В.К. Богомаз). Хорошо поработали подразделения Главтрансэнергомонтажа: электромонтажный поезд № 704 (начальник П.В. Иванов), специализированный строительно-монтажный поезд № 812 (начальник Б.Я. Разливанов), строительно-монтажный поезд № 867 (начальник П.Я. Гук).

Героями электрификации стали многие транспортные строители. Среди них – прораб строительно-монтажного поезда № 228 треста «Казтрансстрой» В.К. Барашков, бригадир специализированного строительно-монтажного поезда № 1 этого же треста Г.П. Петрушин, прораб электромонтажного поезда
№ 703 «Главтрансэлектромонтаж» В.П. Козлов и другие.

Большой вклад в трудовую победу внесли железнодорожники. Среди лучших – начальник цеха Ижевского энергоучастка И.Т. Рахматулин, начальник дистанции контактной сети Сарапульского энергоучастка Г.Н. Колтышев, электромеханик этого же энергоучастка Ф.Н. Хатмуллин, бригадир кабельщиков дистанции сигнализации и связи Горький-Московский В.И. Дородных и другие».

«ВМ», № 243, 22 декабря



1984


17 января

Впервые в истории дороги проведён тяжеловесный поезд массой 8 тысяч тонн от Балезина до Лянгасова одной локомотивной бригадой.

«Состав из 90 вагонов тщательно осмотрели и подготовили к отправке члены бригады вагонников во главе со старшим осмотрщиком В.Н. Марковым. Формировала поезд № 2005 смена дежурной по станции Балезино
Г.М. Чирковой и маневрового диспетчера А.Н. Русинова. Эта смена – одна из лучших, самых надёжных на станции, неоднократный победитель социалистического соревнования.

Большая ответственность легла на командиров движения. Горловины станций не везде приспособлены. Однако хорошо обеспечивали пропуск по участкам и на станциях поездные диспетчеры Л.П. Палашев, Н.С. Никонова, Л.П. Круглова. Тяжеловесу был дан зелёный маршрут.

Сложный состав доверили вести машинисту Л.А. Ашихлину и его помощнику А.Н. Лузянину. Зелёный свет для этого поезда зажёгся в 10 часов 50 минут, а в 15 часов 5 минут его встречали в Лянгасове. Графиковое время хода было выдержано».

«ВМ», № 15, 21 января


Март

На станции Горький-Сортиро-вочный вступила в строй чётная система парка.


Июнь

Завершена реконструкция тоннеля на перегоне Пудлинговый – Саранинский Завод.


Июнь

Локомотивное депо Горький-Сортировочный организовало опытные поездки на локомотивах в одно лицо.

«Активное участие в модернизации, в монтаже схем приняли мастер Л.В. Лавренов, высококвалифицированные слесари цеха КИП М.И. Колосунин, И.И. Тюрин. Для работы на одном локомотиве утвердили опытных машинистов Г.И. Вершинина, Б.И. Казакова, Б.В. Сочнева, Д.И. Курмаева. В их распоряжение дали электровоз ВЛ80с № 980. На 881-м повели грузовые поезда, обходясь без помощников, А.И. Кислицын, А.В. Пропадеев,
Н. Самсонов, Н.Е. Чугунов. Приказом начальника отделения дороги локомотивы выданы на поездную работу от станции Горький-Сортировочный до станций Окская, Ильино, Правдинск, Семёнов. Эксплуатация электровозов организована по временной инструкции, в которой определены обязанности работников локомотивного хозяйства и движения».

«ВМ», № 151, 7 августа


Сентябрь

В вычислительном центре дороги началось внедрение автоматизированной системы оперативного управления перевозками.


Ноябрь

В локомотивном депо Красно-уфимск организованы все виды деповского ремонта электро-возов.


3 ноября

Открыто движение поездов по электрифицированному участку Агрыз – Кизнер длиной 112 км.


18 декабря

Проведён первый в истории дороги строенный поезд массой 13 тыс. тонн от Горького до
Шахуньи.


21 декабря

Прошёл первый поезд на электротяге по тоннельному ходу от Красноуфимска до Чёрной Речки.

Николай Морохин