26 мая 2019 01:04

Бот приходит на помощь

Цифровые технологии постепенно заменят устаревшие приёмы организации производственного процесса

На самой мощной по объёму погрузки станции ГЖД Зелецино успешно внедряются компоненты технологии «Цифровая станция». Одни из них уже работают, другие готовятся к эксплуатации в тестовом режиме.

1-1.jpgИван Изосимов, главный инженер станции Зелецино



Работа в Зелецино постепенно перестраивается так, что часть технологических процессов обеспечивается внутренними технологическими резервами (в зоне ответственности ДС), а другая – за счёт разработки и внедрения проектов бережливого производства на уровне узловой технологической группы. И только там, где требуются крупные вложения на инвестиционном уровне, – это вопрос руководства дирекции управления движением.


– Иван Валерьевич, не секрет, что внедрение цифровых технологий – процесс длительный и непростой. Они требуют проверки на надёжность. Является ли это одной из причин параллельного функционирования «цифры» и «бумаги»?


– Да, это одна из причин. Так, на станции Зелецино успешно внедрён один из компонентов технологии «Цифровая станция» – формирование электронного натурного листа. При довольно удовле-творительных результатах мы не можем пока отменить бумажный натурный лист приёмосдатчика. Однако это не означает, что от чего-то надо отказываться. Скорее, наоборот, задача состоит в том, чтобы убрать несоответствия в данных у бумажного натурного листа и его электронного дублёра. Для ускорения процесса поиска противоречий бумажный натурный лист снабжён электронным чипом. Его стоит только приложить к считывателю, как все несостыковки проявятся. Это означает, что оператор станционного технологического центра имеет возможность устранить все противоречия в документации очень быстро.


На данном этапе подлинным документом и источником объективных данных пока считается бумажный натурный лист. Такое промежуточное положение – нормальное явление в процессе смены технологий. По мере продвижения и совершенствования программного обеспечения необходимость в страховке в виде бумажного натурного листа со временем должна отпасть сама собой.


С нетерпением ждём автоматизации внесения результатов коммерческого осмотра цистерн. Для Зелецино это очень актуально ввиду значительных объёмов погрузки и выгрузки по станции. Осмотр в таких условиях – это громоздкая процедура, которая отнимает без пользы рабочее время приёмосдатчика и несёт непроизводительные потери для станции. Технологические – это уж точно, однако не исключены и экономические потери. Это неправильно, когда приёмосдатчик постоянно вынужден бегать по станции с бумажками, чтобы каждый раз вносить данные по коммерческому состоянию вагонов, об их неисправностях.


Поэтому, как только на станции Починки закончится тестирование, мы намерены незамедлительно внедрить цифровую технологию коммерческого осмотра вагонов. Основная идея состоит в том, что коммерческому осмотрщику не нужно покидать зону осмотра вагонов. Ему достаточно иметь мобильное устройство и программное обеспечение на компьютере, в котором предусмотрен бот. Все данные о техническом состоянии вагонов через мобильный канал связи бот примет и на основании полученной информации самостоятельно сформирует соответствующий электронный документ.


Не менее насущная необходимость – скорее освободить дежурного по станции от выдачи бланков предупреждений на поезда. Этому поспособствует внедрение системы АСУВОП-2 и единой базы предупреждений. Для начала ДСП высвободится от ведения журнала формы ДУ-60. Внедрение бестелеграфной технологии, отмена дублирования заявок на выдачу предупреждений постепенно освободит ДСП от роли посредника между инициатором предупреждения и машинистом. А на следующем этапе внедрение новой АСУВОП-3 полностью исключит дежурного по станции из технологии выдачи предупреждений.


И это только начало решения проблем, так сказать, по мере их поступления и актуальности. Конечным результатом «Цифровой станции» видится планирование работы всех станционных процессов. Что касается предприятий – это оборот локомотива в парке приёма и приёмоотправочном парке и организация работы станции в зимний период, в частности в режиме «Буран» – вторая очередь.


– Какая работа будет проведена УРГ станции Зелецино в 2019 году в рамках разработки и внедрения бережливого производства?


– В стадии разработки и формирования технического паспорта находятся два проекта. Один из них – «Оптимизация работы при изменении технологии подачи вагонов на комбинированную эстакаду пути необщего пользования». Второй – хотя и без названия, но с серьёзной технологической мыслью. Так, правила безопасности обязывают осмотрщика вагонов службы вагонного хозяйства Горьковской ДИ производить проверку и пробу тормозов вагонов на эстакаде на путях необщего пользования. Вторая половина «движенческого процесса» происходит в сортировочном парке. Там формируются группы вагонов под подачу на эстакаду. Непосредственно перед эстакадой все вагоны осматриваются: это производственная необходимость. Получается, что вагонник на эстакаде – малопроизводительное звено, которое можно использовать более эффективно.


Этот морально устаревший процесс можно и нужно оптимизировать в течение 2019 года: всех осмотрщиков вагонов Горьковской ДИ, включая «эстакадного», планируем перевести в сортировочный парк. Это удобно и движенцам, и вагонникам. Так, осмотрщики вагонов на месте, без лишних передвижений, проверят поданную под осмотр сформированную группу вагонов на эстакаду. Затем они отправятся без остановки перед эстакадой. Процесс подачи вагонов на пути необщего пользования ускорится на 30–60 минут, а значит, экономический эффект, пусть не сразу, но обязательно будет.


Начало реализации этого плана уже положено. Так, сформирована рабочая группа из персонала эстакады ТСП ООО «Лукойл», которая прошла обучение на специальность «осмотрщик вагонов». Но в самом парке работы предстоит много, хотя, повторюсь, дело того стоит.


С точки зрения охраны труда необходимо позаботиться о стандартах освещения места осмотра вагонов, о габаритах междупутевого пространства и о других нюансах, чтобы сделать труд вагонников безопасным и производительным.


– Как и на каком уровне будут приниматься решения в меняющихся условиях работы?


– В сторону большего уровня доверия к решениям, принятым на месте. Если меры, корректирующие работу станции, не требуют значительных вложений, технологически обоснованы и реально выполнимы, то достаточно прямого распоряжения начальника станции или реализации через внедрение принятого рацпредложения. Вторая категория – это реализация утверждённых проектов бережливого производства. И только мероприятия, требующие вложений на уровне инвестиций, утверждаются непосредственно в дирекции. Если конкретней, то именно мероприятия первой и второй категорий составляют основную массу повседневной работы, они требуют гибкого реагирования при решении текущих задач и находятся в сфере внутренних возможностей станции.

Леонид Акопов