21 апреля 2019 06:07
фото: Николай Морохин

Страницы истории дороги

Горьковская магистраль простилась с паровозами и занялась реконструкцией Южного хода

1976



Январь

Введён в эксплуатацию вокзал Владимир.

На станции Горький-Сортировочный введены в эксплуатацию транзитный парк и оборудование для автоматизированного списывания поездов и получения натурного листа.


Февраль

На дороге образовано Владимирское отделение.

«На нашей дороге организовано новое – Владимирское отделение (НОД-6). Управление – на станции Владимир. В состав нового отделения дороги переходят участки: от Горьковского Гороховец – Петушки; от Муромского Владимир – Тумская, Тумская – Рязань-Пристань (узкая колея) с ветвью Гуреевский – Голованова Дача, Ковров – Стройдеталь с ветвями Волосатая – Судогда и Безлесная – Юромка.

Определены следующие административные границы Владимирского отделения: с Московской железной дорогой – по станции Петушки (включительно для Владимирского отделения), с Северной железной дорогой – по станции Новки-II (включительно для Владимирского отделения), с Горьковским отделением – по станции Гороховец (включительно для Владимирского отделения), с Муромским отделением – по станциям Стройдеталь, Нечаевская (исключительно для Владимирского отделения), Рязань-Пристань (включительно для Владимирского отделения).

Начальником Владимирского отделения назначен Лазарев Семён Лазаревич с освобождением его от обязанностей начальника Муромского отделения. Заместителем начальника Владимирского отделения назначен Мачапариани Альберт Георгиевич с освобождением его от должности начальника станции Горький-Московский».

«ВМ», № 16, 8 февраля


Февраль

За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании, за досрочное выполнение народно-хозяйственного плана за 1975 год и успешное завершение IX пятилетки Горьковская железная дорога награждена переходящим красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.


23 февраля

Открыто регулярное движение поездов на участке Табашино – Яранск. Первый поезд с пассажирами провёл машинист тепловоза Б.Ф. Мельников.


Август

Звание Героя Социалистического Труда присвоено слесарю по ремонту подвижного состава локомотивного депо Юдино А.А. Павлову.

4-2.jpgАлександр Алексеевич Павлов (1925–2001) родился в селе Шихазда Пестречинского района Татарстана. Окончил в 1943 году в Юдино железнодорожное училище № 1. Всю жизнь, до выхода на пенсию в 1992 году, был слесарем по ремонту подвижного состава в локомотивном депо Юдино. Он постоянно выполнял производственные задания на 125–130%, работал с высоким качеством, был наставником для более чем сотни слесарей депо. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1976 году. После 1992 года возглавлял совет ветеранов депо. Умер в Москве, куда поехал в качестве делегата съезда железнодорожников.


Сентябрь

На Кировской дистанции пути начала работать первая в СССР выправочно-подбивочно-рихтовочно-стрелочная машина ВПРС-500.


Октябрь

На Муромском отделении начала действовать система «Нева» диспетчерской централизации управления движением поездов.

«В Муроме – новоселье. Почти весь отдел движения отделения дороги перебрался в новое трёхэтажное здание, откуда будет производиться диспетчерская централизация управления движением поездов.

Осуществляется это управление с помощью системы «Нева» – сложного современного оборудования, которое позволяет руководить движением поездов, находящихся на расстоянии в несколько сот километров. Собственно, «Нева» уже начала действовать. Например, на участке Лукоянов – Красный Узел. А всего на диспетчерскую централизацию переводится пять кругов отделения дороги.

Преимущества системы переоценить трудно. С вводом её в эксплуатацию повышается безопасность движения поездов, увеличивается участковая скорость, пропускная способность линий. Система «Нева» даст возможность сократить штат линейных работников не менее чем на 60 человек на каждые 100 километров линий.

Вся информация о поездках, вся отчётность будет поступать через вновь организованный информационный отдел. Ныне операторы на станциях начинают пользоваться не селектором, а телетайпом. Возрастают скорости передачи информации, её объём.

Монтажом «Невы» занимались работники Муромской дистанции сигнализации и связи, дорожной лаборатории».

«ВМ», № 122, 15 октября


4 ноября

Отправился в первый рейс фирменный поезд «Волга» Горький – Ленинград.


Ноябрь

Государственной премии СССР в области науки и производства удостоен бригадир Дзержинской дистанции пути Борис Усов за разработку и внедрение технологии обслуживания бесстыкового пути.

4-3.jpg

Борис Петрович Усов (1930–1992) родился в деревне Щепачиха Павловского района Нижегородской области в многодетной крестьянской семье. Окончив в Горьком железнодорожное училище, с 1949 года был старшим рабочим, затем – бригадиром пути и с 1955 года – дорожным мастером Гороховецкой (с 1970 года – Дзержинской) дистанции пути. Жил в деревне Великово Гороховецкого района Владимирской области. В 1970-х годах, когда началась укладка бесстыкового пути на железобетонных шпалах, Борис Усов стал одним из разработчиков технологии обслуживания, которая позволила в полтора-два раза продлять срок его службы. Организуя в соответствии с ней работу, дорожный мастер сумел обеспечить высокое качество содержания пути при самых низких на сети эксплуатационных расходах.


25 декабря

В газете «Гудок» опубликовано открытое письмо коллектива Дзержинской дистанции пути о комплексном методе содержания путевого хозяйства, инициативу поддержали МПС и ЦК профсоюза.



1977



22 мая

В 16.50 в первый рейс отправился поезд № 661/662 Сергач – Москва. В связи с организацией поезда открылся резерв проводников Сергач. Организован новый скорый поезд № 118/117 Горький – Красноярск.


23 мая

Из Ижевска отправился в Москву в первый рейс фирменный поезд «Удмуртия».


Сентябрь

В локомотивном депо Муром начала действовать первая в стране поточно-конвейерная линия ТО-3 для тепловозов 2Т10л.


Октябрь

Станция Арзамас-2 оборудована электроцентрализацией.


Ноябрь

Начал работать санаторий-профилакторий «Серебряные ключи» на 100 мест.

В Агрызе открыт Дворец культуры железнодорожников.


Ноябрь

Открыто рабочее движение поездов на линии Агрыз – Алнаши.



1978



Январь

Завершена реконструкция станции Канаш, построены дополнительные приёмоотправочные пути, немеханизированная сортировочная горка, электрическая централизация стрелок и сигналов.


19 января

Открыто движение по новому мосту через Суру.


Февраль

Вышла в свет книга А.С. Потехина «31-й особый» о бронепоездах «Илья Муромец» и «Козьма Минин».


14 апреля

Открыт пригородный павильон на Московском вокзале в Горьком.


Апрель

По итогам I квартала 1978 года Горьковской железной дороге присуждено переходящее красное знамя МПС и ЦК профсоюза.


Июнь

На Московском вокзале в Горьком приняты в эксплуатацию новая 5-я платформа с двумя путями, удлинение тоннеля с выходом на Московское шоссе и два удлинённых пути.


Июль

На перегоне Нолька – Нужъялы демонтированы последние на дороге семафоры, жезловая сигнализация заменена на полуавтоблокировку со светофорами.


Октябрь

В локомотивном депо Шахунья введён в эксплуатацию новый дом отдыха локомотивных бригад.


Ноябрь

В Горьком начал работать Единый диспетчерский центр объединённого дорожного бюро по учёту и распределению мест в поездах.

«Сам центр расположен в трёх помещениях – в каждом могут трудиться четыре диспетчера. В целях ускорения обслуживания пассажиров каждый диспетчер имеет свой «круг», то есть определённые номера поездов по направлениям их движения… Кассиры любой железнодорожной кассы при заказе мест на поезд вызывают уже определённого диспетчера, а диспетчер, в свою очередь, тоже знает, какая касса его вызывает. В этом помогает специальный индикатор.

Другое автоматическое устройство подключает билетных кассиров к любому свободному диспетчеру. Также автоматически стала осуществляться и очередность вызовов. Рабочее место каждого диспетчера оборудовано микрофонной связью устройством автоматического её отключения, удобным расположением графиков наличия мест в поезде.

С введением в строй единого диспетчерского центра, несмотря на увеличение количества касс, значительно выросла производительность труда диспетчеров, одновременно облегчился их труд».

«ВМ», № 139, 29 ноября


Декабрь

Открыт новый вокзал Зелёный Дол.
Начала действовать диспетчерская централизация на участке Муром – Канаш.


29 декабря

Открыт цех подъёмочного ремонта тепловозов в локомотивном депо Муром.



1979



Январь

Дорога бесперебойно работала в условиях морозов до -48 °С.


21 февраля

Открыто движение по мосту через Вятку на строительстве второго пути в Вятских Полянах.


12 марта

Открыто движение по второму пути перегона Петряевка – Разъезд 9 км.


27 мая

Организован новый сезонный поезд 327/328 Казань – Симферополь с вагонами до Ижевска.


Май

Началась электрификация Южного хода.

«Начаты работы по электрификации участка Дружинино – Янаул… За них ответственны строительно-монтажные поезда № 166 и 392 треста «Южтрансстрой», СМП № 588 и 148 треста «Севкавтрансстрой», СМП-187 и СМП-556 треста «Казтрансстрой»…

Работы по электрификации начались на станции Чеботаево. Здесь строители СМП-392, руководимые прорабом И.А. Мелецким, в течение трёх дней на третьем пути станции установили 27 опор для подвески контактного провода. 20 мая на перегоне Чеботаево – Бисертский Завод по нечётному пути во время предоставленного окна было установлено пять опор. На следующий день здесь же поставили ещё семь опор. Время окон соблюдено. В ближайшие дни на станции Бисертский Завод включаются в такую же работу строители СМП-166 под руководством прораба
В.А. Лебедева.

На станции Уфимка силами коллектива СМП-556 строился жилой городок для 400–500 человек и два общежития на 50 мест. Выгружают железобетонные и металлоконструкции, подготавливаются объездные пути, чтобы производить реконструкцию тоннеля № 4. В этом году должно быть освоено четыре миллиона рублей, а всего – 40,9 миллиона».

«ВМ», № 102, 31 мая


1 октября

В депо Горький-Московский введён новый метод работы: бригады формируются из машинистов электровоза и электропоезда. Это позволяло на
Шахунью водить поезда с оборота: в одну сторону – пассажирские, в другую – пригородные.


30 ноября

Указом Верховного Совета СССР локомотивное депо Муром в связи с его 100-летием награждено орденом «Знак Почёта».



1980



Январь

Введён в строй новый лечебный корпус Муромской железнодорожной больницы.

Открылся музей революционной, боевой и трудовой славы узла Юдино.


1 июня

Введён в действие график с учётом проведения в Москве Олимпиады-80. В связи с этим назначены летние дополнительные поезда в обход Москвы: из Горького – в Ригу, Одессу, Брест, Львов, Адлер; из Казани – в Ленинград; из Кирова – в Симферополь. Лучшие проводники дороги направлены работать на обслуживании поезда Ленинград –
Таллин.


15 июля

На маршруте Горький – Жолнино впервые в отечественной практике локомотивное депо Горький-Московский начало использовать 20-вагонные электропоезда.

«Лучшим был бы вариант назначения дополнительных поездов. Однако перед станцией Дзержинск стали бы простаивать грузовые составы… Казалось, что проблема, возникшая с дзержинским пассажиропотоком, неразрешима.

Но вот 15 июля на станции Дзержинск перед пассажирами одновременно открылись двери двадцати вагонов. Десять из них частично были заняты пассажирами Жолнина и Пушкина, а другие десять прибыли совершенно свободными. При посадке не было ни толкотни, ни давки. Люди, удивлённые невиданным, спокойно проходили в вагоны и занимали места. Что же произошло?

В тот день впервые на сети дорог был испытан новый метод. Пригородный поезд № 6316 сообщением Жолнино – Горький был проведён электропоездами ЭР9-119 и ЭР9-120 сдвоенным составом, в количестве 20 вагонов. Это и обеспечило свободу высадки и посадки.

Электротягой, электропневматическими и пневматическими тормозами управлял машинист электропоезда ЭР9-119 Александр Макарович Тупиков с помощником Владимиром Михайловичем Кузнецовым. Работу электропоезда ЭР9-120 контролировал машинист Павел Константинович Мещанинов с помощником Евгением Викторовичем Ериным. Управление автоматическими входными дверями осуществлялось на каждом поезде раздельно.

Поскольку электропоезда не приспособлены для вождения сдвоенным составом, отделу локомотивного хозяйства, электрификации и энергетики, который возглавляет В.С. Булгаков, пришлось разработать специальную схему. Монтаж и компоновку электрических аппаратов и цепей по этой схеме выполнили слесари-наладчики высшей квалификации Евгений Иванович Булатов, Юрий Васильевич Карнаухов, Евгений Михайлович Сидягин и Степан Петрович Сиднев.

Перед поездкой тщательно был изучен и проанализирован пассажиропоток. В итоге установилась определённая закономерность. В утренние часы чётные пригородные поезда, следующие в Горький, прибывали в Дзержинск с наличием 1800 пассажиров в каждом поезде. В Дзержинске выходило по 100–300 человек из каждого поезда. На посадочной платформе ожидало посадки около двух тысяч человек…

Длина дзержинской платформы рассчитана на два соединённых электропоезда. Поэтому здесь посадка производится двумя поездами. Что касается других платформ, то там эксплуатация электропоездов организуется так. Нечётные сдвоенные электропоезда в Горьком производят посадку только во второй поезд. На платформах 435, 433, 431, 429 км, Доскино, Ворошиловская, Игумново и Калининская также посадка производится только в один поезд. У платформы станции Дзержинск останавливаются оба. На остановочных платформах Пушкино и Жолнино поезд останавливается дважды – сначала первым, потом вторым».

«ВМ», № 146, 31 июля


21 июля

Образована первая на Южном ходу дистанция электроснабжения (участок энергоснабжения) Красно-уфимск. Границы: Дружинино – Трун. Начальник – Юрий Михайлович Крылов.


28 июля

По Южному ходу впервые в СССР проведён на тепловозной тяге чётный длинносоставный поезд из 100 вагонов.


Ноябрь

Начала действовать электроцентрализация на станции Юдино.


28 декабря

Принята в эксплуатацию линия Горьковской железной дороги Агрыз – Тихоново. На ней станции: Ижбобья, Терси, Мукшур, Алнаши, Тойма, Менделеевск, Тихоново.

Начала работать система автоблокировки на участке Свияжск – Цильна.

Паровозная тяга заменена на тепловозную на участке Владимир – Тумская.

Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30