29 марта 2020 06:04

29 марта 2020 06:04

фото: архив "ВМ"

Общий знаменатель

Вариант смены локомотивных бригад Горьковской и Северной дирекций тяги в Котельниче минимизирует производственные риски

Горьковские движенцы и локомотивщики разрабатывают варианты реализации движения по ниткам графика на Северном ходу ГЖД и соседней Северной магистрали в условиях полигонной технологии работы общим парком тяги.

Подготовлено четыре парные  нитки графика для безостановочного движения грузовых поездов из Балезино до Свечи по Северному ходу ГЖД и далее, по Северной магистрали. Но готовности к немедленной реализации идеи недостаточно. Важно обеспечить это движение по предоставленным ниткам графика, не допускать задержек и срывов в работе по этим ниткам ни одним из участников перевозочного процесса. Значит, надо принять единственное оптимальное решение, и с последующей его реализацией. Но какой из вариантов движения следует признать таким?

Проблема имеется по дому отдыха локомотивных бригад на станции Шарья Северной магистрали. Он хороший, комфортный, но маловместительный. В связи с этим бригады Горьковской дирекции тяги вынуждены ожидать, когда освободят комнаты те локомотивщики, чей отдых ещё не завершён. Однако на Северной магистрали есть ещё одна станция с прекрасным и вместительным домом отдыха – на станции Буй. На Горьковской  дороге – комфортные и вместительные дома в Балезино и Лянгасово. Проблема только в большом расстоянии между Балезино и Буем.

Не менее актуален вопрос недостаточной пропускной способности станции Шарья. В условиях работы по полигонной технологии, в том числе с поездами повышенной массы, узкое место отдельно взятой станции оборачивается проблемой двух дорог. А Горьковская дирекция тяги несёт непроизводительные потери, связанные с ожиданием локомотивными бригадами следования пассажирами или следованием пассажирами, потому что смену бригад приходится выносить за Шарью, например, в Зебляки или на другие станции.

И нет смысла скрывать: полигон – полигоном, но каждая дирекция имеет также свои производственные и финансовые задания, которые требуют выполнения.  Увеличение или, наоборот, сокращение объёмов перевозок прямо влияет на результат. Что же сделать, чтобы перевозки по Северному ходу были наиболее рациональными, без ненужных непроизводительных потерь и с гарантией объёма работы?

Вариант первый. Простой, и, скажем так, заманчивый. Локомотивная бригада, прибыв из Балезино в Лянгасово, меняется по основному депо и направляется на отдых, а сменившая её локомотивная бригада следует безостановочно из Лянгасово в Буй. Таким образом, работа сосредоточена в пределах одного эксплуатационного локомотивного депо.

– С точки зрения тяги, преимущество заключено в непосредственной смене локомотивных бригад по основному эксплуатационному локомотивному депо Лянгасово. Кроме того, экономится одна локомотивная бригада. Подобный маршрут работает по Южному ходу Агрыз – Дружинино длиной 480 км, – аргументировал свою позицию начальник ТЧэ Лянгасово Денис Сюзев.

Он подкрепил своё мнение тем, что в распоряжении депо есть несколько машинистов-инструкторов, обкатанных на участке Лянгасово – Буй и имеющих положительное заключение на работу по маршруту. С точки зрения увеличения объёма работы и ухода от непроизводительных потерь, вариант смены бригад по сортировочной станции Лянгасово с развитыми приёмоотправочными путями вполне подходит для поездов повышенной массы от 8300 до 9000 тонн.
Но здесь не всё так однозначно. Подводный камень – в расстоянии от Лянгасово до станции Буй – 500 км, что даже больше длинного плеча Агрыз – Дружинино на 20 км.

– С точки зрения охраны труда и соблюдения режима работы и отдыха из-за этой «двадцатки» локомотивные бригады будут балансировать, что называется, на грани фола. При малейшей заминке сработает фактор переработки неизвестной протяжённости, – подчеркнул заместитель начальника Горьковской дирекции управления движением – начальник службы движения Роман Городилов.

Движенцы отстаивают второй вариант. Он тоже не без недостатков, но куда менее жёсткий. А что, если восстановить, дом отдыха локомотивных бригад на станции Котельнич? Тем более что ремонт там идёт полным ходом. Сейчас Котельнич представлен скромным пунктом явки машинистов маневровых локомотивов. По мнению движенцев, восстановленный в Котельниче ДОЛБ уж точно не будет пустовать. А мест хватит всем. С точки зрения смены бригад, «котельничский» вариант выглядит логически выверенным. Так, локомотивная бригада отправляется из Балезино. Далее без остановки в Лянгасово следует до Котельнича. Там бригада Горьковской дирекции тяги завершает работу и следует на отдых.

В Котельниче от горьковчан этот поезд примут хорошо отдохнувшие северяне и поведут к себе на дорогу. В общую картину прекрасно вписывается и отдых локомотивных бригад ТЧэ Горький-Сортировочный. Прибыв из Нижнего Новгорода в Котельнич с разворотным поездом, такие бригады получат возможность комфортно отдохнуть перед обратной дорогой.

– Вызывает озабоченность небольшая длина приёмоотправочных путей на станции Котельнич под приём-отправление грузовых поездов повышенной массы. На станцию не уберутся поезда массой от 8300 до 9000 тонн. Но повода для пессимистических прогнозов тоже нет. Перспектива развития приёмоотправочных путей в Котельниче  реальна, эта проблема технологически решаема, – подчеркнул Роман Городилов.
В целом, общий знаменатель найден. Вариант смены локомотивных бригад Горьковской и Северной дирекций тяги в Котельниче минимизирует производственные риски как с точки зрения безопасности движения поездов, так и с точки зрения охраны труда, уверены движенцы. Они заверяют: как только в Котельниче будет всё готово, движение по предоставленным ниткам графика можно открыть немедленно.
Леонид Акопов