22 февраля 2019 21:39

Страницы истории дороги

1961–1965 годы стали на Горьковской магистрали поистине революционными

Мы уже сообщали нашим читателям о начале подготовки Летописи Горьковской железной дороги. В ней будут отражены события с 1961 года – со времени, когда магистраль начала работать в современных границах. Мы открываем сокращённую публикацию материалов Летописи – сводку основных событий по годам. И хотели бы, чтобы с особым вниманием к ней отнеслись ветераны. В полную версию Летописи, которая будет готовиться в виде книги, войдут не только газетные публикации, но и воспоминания о важнейших событиях. И наши читатели могут стать авторами этих воспоминаний – пишите нам, рассказывайте о том, как менялась за эти годы железная дорога вашим трудом и трудом ваших товарищей.

1961


Январь

В паровозное депо Горький-Московский прибыли шесть электропоездов постоянного тока СР3 для работы на Заволжском направлении.

Февраль

Завершён монтаж временных подстанций постоянного тока для контактной сети на линиях Горький-Московский – Заволжье, Починки – Варя. Началась обкатка электропоездов.

«В конце 1960 года Министерством путей сообщения принято решение – временно перевести эти участки на постоянный ток, с использованием на них имеющихся электросекций постоянного тока.

Для перевода участка на постоянный ток на дорогу прибыло пять передвижных тяговых подстанций. Они размещены на станциях Горький-Сортировочный (территория тяговой подстанции), Правдинск, Гидроузел-Товарный (территория Малаховской подстанции) и между остановочными пунктами Копосово и Народная».

«На днях по участкам Горький – Гидроузел и Варя – Гидроузел пойдут первые электропоезда. Кому же из бывших паровозников, а ныне электровозников выпала честь вести первый электропоезд? Ими оказались машинист Василий Фёдорович Спиридонов и его помощник Николай Михайлович Барбашев.

Василий Фёдорович работает машинистом с 1935 года. Как один из лучших машинистов-новаторов, В.Ф. Спиридонов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, тремя медалями и знаком «Почётному железнодорожнику».

В прошлом В.Ф. Спиридонов и Н.М. Барбашев частенько ходили в грязной спецовке и нередко сильно уставали на работе. А теперь? Машинист и его помощник поднимутся на электросекцию и сядут в тёплую чистую кабину электрички в своих лучших костюмах.

Но чтобы добиться этого, пересесть с паровоза на электричку, паровозникам пришлось посидеть над технической литературой. В.Ф. Спиридонов учился в Горьковской дортехшколе на машиниста. В этой же школе он получил специальность и механика вагонмоторной секции. Много, упорно и кропотливо пришлось потрудиться машинисту паровоза над освоением новой техники и во время практики».

«ВМ», № 16, 6 февраля


1 марта

По линиям Горький-Московский – Заволжье и Починки – Варя открыто регулярное движение электропоездов СР3.

«1 марта, на электрифицированных линиях Горький – Починки и Варя – Заволжье открылось регулярное движение электропоездов   СР3.

На этих линиях будут ежедневно курсировать в сторону Заволжья и обратно 17 пар «электричек» от станции Горький-Пассажирский и от станции Варя. В субботние и воскресные дни – 19 пар.

Как уже сообщалось в «Волжской магистрали», поезда будут состоять из двух и трёх сцепов моторвагонных секций. Причём в составе из 6 вагонов могут одновременно размещаться не менее 1700 человек, а в составе из 9 вагонов – не менее 2550 человек. Если раньше, при паровой тяге, пассажиру требовалось потратить на поездку от Горького до Заволжья 3 часа, то теперь, пользуясь услугами «электрички», он преодолеет это расстояние за 1 час 50 минут. А в летний период потребуется времени ещё меньше. Ведь конструктивная скорость электропоездов СР3 – 85 километров в час! В связи с тем, что электрифицированные линии проходят через промышленные районы, электропоезда будут отправляться и прибывать на конечные пункты с наименьшими интервалами в утренние и вечерние часы».

«ВМ», № 26, 2 марта


15 мая

В 18 часов начала функционировать укрупнённая Горьковская железная дорога, созданная путем объединения с Казанской.

«В целях дальнейшего улучшения использования технических средств, упрощения и удешевления управленческого аппарата Министерство путей сообщении СССР объединило <…> Казанскую и Горьковскую – в Горьковскую, с местом нахождения управления дороги в Горьком. <…> Границы Горьковской дороги установлены по стыковым пунктам с севера – Верхнекамская (исключительно), Пинюг (включительно), Новки-II (включительно); с запада – Петушки (исключительно), Черусти (исключительно), Свеча (исключительно); с юга – Рязань-Пристань (включительно). Красный Узел (включительно), Цильна (исключительно); с востока – Балезино (включительно), Игра (включительно), Дружинино (исключительно).

Исполняющим обязанности начальника дороги назначен Симонов Кирилл Степанович.

Объединённая Горьковская дорога должна начать функционировать с 18 часов 15 мая».

«ВМ», № 56, 13 мая


«С 15 мая в штабе дороги заработали четыре круга – Северный, Южный, Восточный и Западный. На Северном и Южном кругах первое дежурство несли горьковчане – Н.В. Антонова и Д.И. Бухвалов, на Западном и Восточном – казанцы – Р.Ф. Седненко и Ф.А. Куренков, работавшие на тех же кругах в управлении Казанской дороги.


Когда Седненко передала дежурство своему сменщику Г.П. Козлову, мы спросили её, как прошло первое дежурство.

– Для начала неплохо, – улыбнулась она. – Почти все сто процентов поездов отправились и проследовали по графику. А часть их даже со значительным опережением. На Муромском отделении сумели сдать один поезд на Московскую дорогу дополнительно… Начало работы Большой Горьковской магистрали они ознаменовали скоростным пропуском грузового поезда № 827. От Арзамаса до Мурома, по двум плечам, он был проведён с опережением графика на 5 часов.


– Ну, а самой как работалось? – интересуемся мы у Риммы Фёдоровны.

– Как вам сказать, – ответила она. – Я даже не чувствовала, что работаю в новом для меня городе. Ведь я делала то же, что и в Казани. На том же кругу и с теми же людьми. Потому-то и работалось легко, тем более что хотелось в первое дежурство добиться и первых хороших показателей».

«ВМ», № 58, 18 мая


9 июня

Грузовые тепловозы вышли на участки Муром – Черусти и Лянгасово – Балезино.

Август

На Муромском отделении проведены испытания первой в мире регулирующей движение поездов счётно-аналитической машины «Урал-1». Машина руководила действиями поездного диспетчера из Москвы по линиям связи.

Сентябрь

Получены первые шесть маневровых тепловозов ЧМЭ-2.

Октябрь

Открыт мост через Оку и линия Окская – Горький-Сортировочный, позволившая соединить в Горьковской области Северный и Южный хода дороги. Автор проекта – Александра Друганова.

12 декабря

Из состава Пермской железной дороги Горьковской дороге передан участок Игра – Пибаньшур – Балезино.

30 декабря

Совершён пробный рейс электровоза Н60 на участке Горький – Владимир длиной 250 км. Поезд провёл машинист П.Д. Ёлкин.

В 14.00 открылось движение по электрифицированному участку Пермь-2 – Балезино длиной
254 км.


1962


26 января

Началось движение электропоездов переменного тока ЭР7 депо Горький-Пассажирский на участке Доскино – Автозавод.

«В минувший вторник из электровозного депо Горький-Пассажирский отправилась на участок Доскино – Автозавод первая на нашей дороге электросекция переменного тока ЭР7 01.

В тот же день её место в стойлах депо заняла прибывшая из Риги злектросекция ЭР-7 02, состоящая из пяти моторных вагонов. Прицепные вагоны для составов и ещё десять моторных находятся на пути в Горький.

Вчера на участке Доскино – Автозавод началось регулярное движение электросекций ЭР7. Первый поезд провели под наблюдением инструктора депо Горький-Пассажирский В.И. Лаврова машинист В.К. Абросимов и его помощник В.В. Вдовин».

«ВМ», № 12, 27 января


Февраль

На вокзале Горький-Московский смонтировано первое на дороге световое табло с информацией о наличии мест на поездах.


12 февраля

Красноуфимское отделение вошло в состав Ижевского.


Март

В состав дороги включён участок Армязь – Сайгатка (48 км).


16 апреля

Открыта промывочно-пропарочная станция Зелецино.


Июль

Открыта станция Кустовая.


5 августа

На магистрали широко отмечалось 100-летие Горьковской железной дороги.


8 сентября

От Казанского вокзала города Горького отправился первый в истории Горьковской железной дороги туристский поезд, сформированный управлением дороги и Горьковским туристско-экскурсионным управлением ВЦСПС, в 20-дневную поездку по Кавказу.

«Вот что сообщили об этом необычном поезде корреспонденту «Волжской магистрали» заместитель начальника пассажирской службы А.Л. Глазырин и директор туристско-экскурсионной базы А.А. Орловский:

– Туристский поезд организуется на нашей дороге впервые, он отправится в свой рейс по стране 8 сентября со станции Горький-Казанский и возвратится27 сентября.

Почти 6000-километровый маршрут поезд пройдёт по стальным магистралям Российской Федерации, Грузинской, Азербайджанской и Украинской республик. За 20 дней увлекательного путешествия туристы побывают в Волгограде, Минеральных Водах, Махачкале, Баку, Тбилиси, Батуми, Сухуми, Гудауте, Гаграх, Адлере, Хосте и Москве.

Расписание составлено так, что в опорные пункты поезд прибывает утром, а отправляется вечером. Это сделано для того, чтобы туристы могли днём совершать экскурсии по достопримечательным местам, больше бывать на пляжах, купаться и загорать.

Таким образом, туристы проведут девять дней на Чёрном море и два дня – на Каспийском. В таких живописных курортных местах, как Гудаута, Гагры и Адлер поезд будет стоять по двое суток, а в Хосте – даже трое».

«ВМ», № 85, 19 июля


Октябрь

В локомотивное депо Горький-Пассажирский пришли первые электропоезда ЭР9.

29 декабря

В 12 часов от Московского вокзала отправлен первый грузовой поезд на электротяге по участку Горький –
Шахунья длиной 240 км. Электровозом управлял машинист Б.В. Стрижов.


1963


Январь

Закрыто паровозное депо Горький-Казанский. Штат передан в депо Горький-Московский.


Март

Начал работать механизированный грузовой двор на станции Костариха.


Ноябрь

В Горьком на базе учебно-консультационного центра создан филиал Всесоюзного заочного института инженеров транспорта в здании Казанского вокзала.


4 ноября

Пущен в эксплуатацию электрифицированный участок Шахунья – Киров длиной 216 км. Первый грузовой поезд с электровозом ВЛ60 провёл машинист локомотивного депо Киров Л.Н. Никитин, первый электропоезд ЭР9 – машинист П. Есаулов.


Декабрь

Принят в эксплуатацию участок Амзя – Нефтекамск (14 км).


1964


20 марта

Ликвидировано Владимирское отделение. Участок Вязники – Петушки передан в состав Горьковского отделения, участки Владимир – Рязань-Пристань и Ковров – Муром – в состав Муромского отделения.


Сентябрь

Открыт ПТО локомотивов Балезино.


4 сентября

Введён в эксплуатацию пост ЭЦ парка прибытия станции Горький-Сортировочный.


30 сентября

Пущен в эксплуатацию электрифицированный участок Киров – Балезино длиной 237 км. Первый поезд провёл машинист локомотивного депо Киров В.Ф. Деришев.


1965


5 марта

В состав Горьковской железной дороги вошли линии Ильино – Фролищи и Инженерная – Золино.


1 июля

В первый рейс отправился фирменный поезд «Татарстан» Казань – Москва.

В составе было четырнадцать вагонов: три купейных, один вагон-буфет, один вагон СВ, девять плацкартных. Инициатором создания поезда стал начальник пассажирского вагонного депо Казань И.С. Липницкий. Разработанное им дизайнерское оформление поезда было утверждено руководством республики. Первым начальником поезда был Михаил Михайлович Суворов.


6 июня

В первый рейс отправился фирменный поезд «Буревестник» Горький – Москва.

«У поезда был необычный замысел. Десятилетиями между Москвой и Горьким пассажиры ездили ночами. А вот «Буревестник» шёл днём, причём успевал с раннего утра и до позднего вечера до Москвы и обратно. Время в пути было сокращено до минимума – семь часов.

Но маршрутная скорость недотягивала всего нескольких километров в час до стандарта скорого – 65, и «Буревестник» был пассажирским. А значит, дешёвым: билет стоил всего 5 руб. 40 коп., ведь доплат за фирменное обслуживание тогда ещё не полагалось.

Непривычными были и новые межобластные вагоны с откидными креслами. Их сразу же назвали «гагаринскими»: считалось, что у Гагарина в полёте было такое же удобное кресло со столиком и сетчатым карманом в спинке для чтива.

Сам поезд был завораживающе великолепен. Голубые вагоны с никелированным росчерком на борту – «Буревестник», и занавески на окнах с фирменным логотипом. А проводницы были одеты в специально разработанную и пошитую форму.

– В резерве долго думали: чем этот поезд должен отличаться от обычного, ведь стандартов фирменности тогда не было, – вспоминала бывший начальник поезда Елена Азовцева. – Оформили его оригинально. А главной дополнительной услугой стала продажа сладостей и сувениров – значков, открыток с видами города».

«Гудок», 23 марта 2009 года


4 ноября

Торжественно открыт двухъярусный мост через Волгу в Горьком (авторы проекта – И.С. Файнштейн и И.А. Грингауз).


24 декабря

Открыто реконструированное здание Московского вокзала в Горьком (авторы проекта – М.А. Готлиб и Ю.А. Мелюшкин).


Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28