27 мая 2019 03:59

Линия, подарившая надежду

Подвиг тех, кто принимал участие в строительстве стратегически важной рокады, достоин почёта

Сталинградская битва – одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны. Битва велась на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года и имела решающее значение для исхода войны. Особая роль была у железнодорожной линии Свияжск – Ульяновск, идущей вдоль линии фронта. Она вошла в историю как Волжская рокада.
Меньше чем за год стране удалось построить почти тысячу километров магистрали. До этого никто в мире не монтировал столь протяжённые железнодорожные пути с такой впечатляющей скоростью. По Волжской рокаде железнодорожникам удалось вывезти из Сталинграда сотни паровозов и тысячи вагонов с заводским оборудованием и ранеными. Благодаря железнодорожникам, которые перебрасывали армейские резервы, достигнут успех в уничтожении армии Паулюса. Было подготовлено контрнаступление советских войск, закончившееся блестящей победой под Сталинградом. Память о тех днях – не только в сердцах ветеранов, но и в комнате-музее трудовой и боевой славы станции Буа.

Ещё в прошлом году музей посетили гости из дома-интерната для престарелых и инвалидов.
К сожалению, многие не смогли приехать на экскурсию по состоянию здоровья. Тогда работники музея и ветераны-железнодорожники приняли решение организовать выезд с экспонатами к ним, чтобы рассказать историю строительства железнодорожной линии Свияжск – Ульяновск в период Великой Отечественной войны. Спустя время с ответным визитом музей посетила Фарезада Хамидуллина, бабушка одной из сотрудниц дома-интерната, участница строительства железнодорожной линии Свияжск – Ульяновск. Вот что она рассказала про то время:

«Я работала в колхозе «Маяк» Буинского района. Однажды председатель собрал нас и сказал: «Прихватите ложки, кружки и другие необходимые вещи, чтобы жить и работать. Поедете в деревню Мещеряково». Мы проплакали всю ночь, думая, что увезут куда-то далеко. Молодые девчата, не понимающие ни слова по-русски, – мы только в деревне узнали, что нас направили на строительство железнодорожной линии в районе реки Карла недалеко от Буинска. Там нам пришлось нелегко. Рыли землю, ночевали в клубе на соломе, домой приезжали, чтобы только постирать одежду и помыться в бане. А затем снова отправлялись на строительство. Мужчины, которые были способны стоять на ногах, валили Мещеряковский лес, пилили деревья и изготавливали 70-сантиметровые колышки. Я и мои подруги весь день грузили их в тележки. Падали с ног от усталости и физического труда, но кого это волновало? Война! Вся страна работала на фронт. По указанию мастера строительства эти колышки мужчины вбивали в землю по оси будущего пути. Свою лепту мы внесли и в возведение моста возле деревни Малая Буинка. По узким доскам хрупкие девушки возили в гору тележки с землёй. И откуда у нас такая сила бралась! Спустя годы по этой железной дороге мы с мужем ездили в Уфу и к родным в Ташкент. Война сделала из нас «старых дев», но я и в «преклонном возрасте» не утратила природной красоты. Замуж вышла только в 27 лет».

После войны по просьбе руководителя колхоза Фарезада Хамидуллина стала конюхом и проработала так до пенсии. Она ветеран труда, награждена юбилейными медалями Великой Отечественной войны и имеет много поощрений за усердный труд. Не так давно Фарезада Хамидуллина отпраздновала свой 95-летний юбилей. В тот день вместе с детьми, внуками и соседями, которые проворно хлопотали у плиты, она встречала многочисленных гостей. Глава Буинского муниципального района Марат Зяббаров лично встретился с именинницей и передал поздравление от президента РФ Владимира Путина. Не забыли о юбилее и председатель совета ветеранов Казанского узла ГЖД Ильгиз Нигматулин, председатель районного совета ветеранов Жаухария Хуснутдинова. Все желали юбилярше здоровья и долголетия, а Фарезада Хамидуллина в ответ благодарила за тёплые слова молитвой.

Современникам сложно подсчитать количество участвовавших в строительстве стратегически важной железной дороги Свияжск – Ульяновск. Но, несомненно, каждый из них совершил самоотверженный подвиг и достоин уважения и почёта.  
Тамара Нигматуллина, хранитель комнаты-музея трудовой и боевой славы станции Буа